Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в школе созданы специальные условия, в т.ч.:
- Издан приказ о назначении ответственных лиц за организацию работы с инвалидами
- Проведен инструктаж по оказанию необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Перед входной группой (слева) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников МАОУ Школы-сада № 42, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.
- Перед входной группой (справа) расположена вывеска выполненная шрифтом Брайлядля слабовидящих людей.
- Имеется телескопический пандус.
- При входе в здание и на лестничных маршах внутри школы обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей.
- На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «желтый круг» — предупредительный знак для слабовидящих людей.
- На 1 этаже установлена мнемосхема (тактильная схема движения)выполненная шрифтом Брайля для слабовидящих людей.
- Установлена аппаратура по усилению звука, дублированию звуковой и зрительной информации. Имеются проекторы с возможностью увеличения шрифта для слабовидящих.
- Обеспечено использование программного обеспечения - платформы удаленного перевода на русский жестовый язык и обратно "Сурдо-онлайн".
- Адаптированные лифты отсутствуют, т.к. прием осуществляется на 1 этаже образовательного учреждения.
- Входная группа в здание образовательного учреждения имеет навес, домофон при входе, домофон в группы, начальные классы, звонок вызова ассистента при входе. Здание оснащено автоматической системой противопожарной сигнализации, световым табло "Выход", системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, кнопкой быстрого реагирования (тревожная кнопка).
- Заключен договор с городской больницей о сотрудничестве и совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников (обучающихся)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В учреждении оборудовано 4 дошкольных группы и 2 начальных класса, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек (классов) входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведениязанятий,игр и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы (классы) оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и обучающихся, требованиями ФОП и ФГОС ДО, НОО.
В каждой возрастной группе размещены уголки природы, экспериментирования, ряженья. Имеется разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины, дидактические игры,материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры) и др.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет:
Кабинет учителя-логопеда предназначен для
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкально-спортивный зал
Музыкально-спортивный зал в ОУ предназначен для решения задач музыкального и спортивного воспитания и развития обучающихся. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники в т.ч. спортивные, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В образовательном учреждении созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
В музыкально-спортивном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в учреждении не предусмотрено, литература находится в методическом кабинете, на группах (классах), кабинете учителя-логопеда: учебная и методическая литература, детская художественная литература.
Образовательное учреждение оснащено необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, пособиями для занятий с детьми ОВЗ.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специальных условий наобъектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.
В учреждении имеется Музыкально-спортивный зал
Музыкально-спортивный зал в ОУ предназначен для решения задач музыкального и спортивного воспитания и развития обучающихся. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники в т.ч. спортивные, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В образовательном учреждении созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
В музыкально-спортивном залеимеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.).Реализована возможность проведения непосредственной образовательной деятельности с применением интерактивных досок.
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАОУ Школе - сад № 42 имеются:
- Перед входной группой (слева) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников МАОУ Школы-сада № 42, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.
- Перед входной группой (справа) расположена вывеска выполненная шрифтом Брайлядля слабовидящих людей.
- Имеется телескопический пандус.
- При входе в здание и на лестничных маршах внутри школы обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей.
- Установлены поручни.
- На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «желтый круг» — предупредительный знак для слабовидящих людей.
- На 1 этаже установлена мнемосхема (тактильная схема движения)выполненная шрифтом Брайля для слабовидящих людей.
- Установлена аппаратура по усилению звука. Имеются проекторы с возможностью увеличения шрифта для слабовидящих.
- Имеется кресло-коляска для инвалидов.
- Обеспечено использование программного обеспечения - платформы удаленного перевода на русский жестовый язык и обратно "Сурдо-онлайн".
- Адаптированные лифты отсутствуют, т.к. прием осуществляется на 1 этаже образовательного учреждения.
- Входная группа в здание образовательного учреждения имеет навес, домофон при входе, домофон в группы, начальные классы, звонок вызова ассистента при входе. Здание оснащено автоматической системой противопожарной сигнализации, световым табло "Выход", системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, кнопкой быстрого реагирования (тревожная кнопка).
В МАОУ Школе - сад № 42 отсутствуют дети-инвалиды по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата .
Специальные условия питания
Ежедневным бесплатным двухразовым питанием обеспечиваются учащиеся начального общего образования, имеющие ограниченные возможности здоровья, в том числе статус «ребенок-инвалид».
Родительская плата не взимается за присмотр и уход:
1. за детьми-инвалидами
2. за детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения
родителей
3. за детьми с туберкулезной интоксикацией
4. за детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении организовано специальное питание для детей с признаками аллергии, на основании медицинского заключения
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется ГАУЗ СО «Малышевская городская больница» в соответствии сДоговоромо сотрудничестве и совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников (обучающихся) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада № 42 Малышевского городского округа от 09.01.2024 г.
Также в МАОУ Школе - сад № 42 имеется медицинский кабинет, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед
В образовательном учреждении используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников и обучающихся проводятся следующее мероприятия:
проведение профилактических осмотров;
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанникови обучающихсяи уровнем их заболеваемости;
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте учреждения имеется сервис «Версия для слабовидящих»
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Официальный сайт Министерства просвещения Российской
Федерации
Федеральный портал
«Российское образование»
Информационная
система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Особенности
обучения финансовой грамотности людей с ограниченными возможностями здоровья
Знание
— сила: защити себя и близких от мошенничества на финансовых рынках
Видеоматериалы
о финансовых продуктах и услугах на жестовом языке
Материалы для подготовки книги
«Финансовая культура шрифтом Брайля» и контакты типографий
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования нет.
В МАОУ Школе - сад № 42 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для всех обучающихся , в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска, интерактивный стол с комплектом программного обеспечения;
-мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
- магнитофоны
Лего конструкторы разных размеров , другой конструктор в ассортименте (мягкий, деревянный, металлический и др)
- Столы для работы с песком и др..
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.