1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» 1 – 4 классы 3 3 1.3. Цели и особенности изучения учебного предмета «Музыка» 1 – 4 классы 1.4. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане 1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования 1.5.1. Личностные результаты 3 4 4 1.5.2. Метапредметные результаты 1.5.3. Предметные результаты 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Содержание учебного курса «Музыка» (по годам обучения): 2.1.1. 1 класс 5 7 8 2.1.2. 4 класс 2.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы курса музыки (по годам обучения) 2.2.1. 1 класс 2.2.2. 4 класс 4 8 12 12 14 2.3. Тематическое планирование предмета «Музыка» 2.3.1. 1 класс 2.3.2. 4 класс 2.4.1. Календарно-тематическое планирование в 1 классе 2.4.2. Календарно-тематическое планирование в 4 классе 16 16 26 39 41 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 43 43 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Музыка», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в программе воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой начального общего образования МАОУ Школы-сад №42, её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком школы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). 1.1.2. Цели изучения учебного предмета «Музыка» 1, 4 классы Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно- нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Основные линии содержания курса музыки в 1 – 4 классах представлены восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». 3 1.3. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 1 – 4 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 135 часов (33 часа в год в 1 классе и по 34 часа в год во 2-4 классах). Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: 4 бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения формируемые при изучении предмета «Музыка»: основной образовательной программы, 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: - на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; - с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; - сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; 5 - анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: - воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; - выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); - передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; - осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): - стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; - переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 6 Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). Предметные результаты Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: - с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; - сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; - осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; - имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; - с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; - стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Содержание учебного курса «Музыка» (по годам обучения) 2.1.1. 1 класс Модуль «Музыка в жизни человека» Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.). Модуль «Народная музыка России» Край, в котором ты живёшь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Mодуль «Музыкальная грамота» Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический рисунок. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Высота звуков. 8 Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Модуль «Классическая музыка» Композиторы – детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Флейта. Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Модуль «Духовная музыка» Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Модуль «Музыка народов мира» Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Модуль «Музыка театра и кино» Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. 2.1.2. 4 класс Модуль «Музыка в жизни человека» Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры и веселье. Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Mодуль «Музыкальная грамота» Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. 9 Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Вариации. Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Модуль «Классическая музыка» Вокальная музыка. Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Композиторы – детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Вокальная музыка. Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Программная музыка. Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Русские композиторы-классики. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей – певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль «Духовная музыка» Звучание храма. Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания. 10 Модуль «Народная музыка России» Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Первые артисты, народный театр. Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников. Модуль «Музыка театра и кино» Сюжет музыкального спектакля. Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Балет. Хореография – искусство танца. Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. Оперетта, мюзикл. История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «Современная музыкальная культура» Современные обработки классической музыки. Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Модуль «Музыка народов мира» Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. 11 Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. и современные Певец своего народа. Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). 2.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы курса «Музыки» (по годам обучения) Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 2.2.1. 1 класс Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; 12 различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно- национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. 13 2.2.2. 4 класс Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; 14 воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль «Современная музыкальная культура»: иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально- выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культурузвука. Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыкидругих стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно- национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. 15 2.3. Тематическое планирование предмета «Музыка» 2.3.1. 1 класс Контрольные работы Всего № п/п Наименование разделов и тем программы Практические работы Количество часов Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Музыка в жизни человека 1.1 Красота и 1 вдохновение. 0 0 Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=lw808Ek0_wM&t=6s использованием «Оценочного листа». 1.2 Музыкальные пейзажи. 0 0 Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Устный опрос. 1 https://www.youtube.com/watch?v=t9ENbG-jIc0 https://www.youtube.com/watch?v=7xvSeCbKBXI https://www.youtube.com/watch?v=LDNiWq7SBPg&t=1s Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с 16 произведениями изобразительного искусства. Итого по модулю: 2 0 0 Модуль 2. Народная музыка России 2.1 Русский фольклор. 2 0 1 Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров. Разучивание, https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/ исполнение русских народных песен разных жанров. 2.2 Русские народные музыкальные инструменты. 1 0 1 Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов. Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/ использованием https://www.youtube.com/watch?v=93G1_RccH38 «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=5-xgSFVOfXY листа». https://www.youtube.com/watch?v=tm9jNyxE1RU https://www.youtube.com/watch?v=5sQqHTQI_Ps https://www.youtube.com/watch?v=5n3raG1Wp5c 2.3 Сказки, мифы 1 и легенды. 0 0 Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых Устный опрос; https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=kdPGFK_316A&t=1s использованием «Оценочного листа». 17 нараспев. Итого по модулю: 4 0 2 Модуль 3. Музыкальная грамота 3.1 Весь звучит. мир 1 0 1 Знакомство со Устный опрос; https://www.youtube.com/watch?v=Ln_NFLc0DKM звуками Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=omnbmA_837M&t=1s музыкальными и использованием шумовыми. «Оценочного листа». Различение, определение на слух звуков различного качества. 3.2 3.3 Звукоряд. Ритм 1 0,5 0 0 0 1 Разучивание исполнение вокальных упражнений, песен, построенных элементах звукоряда. и Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=JzBmEpB970I использованием https://www.youtube.com/watch?v=S81ZE8e7y9w «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=5P7KWgVsNuM листа». на Исполнение, Устный опрос. импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) -и/или ударных инструментов простых ритмов. 18 https://www.youtube.com/watch?v=LDNiWq7SBPg 3.4 Ритмический рисунок 0,5 0 1 Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение ударных инструментах ритмической партитуры. Итого по модулю: 3 0 Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=LDNiWq7SBPg использованием «Оценочного листа». на 3 Модуль 4. Классическая музыка 4.1 Композиторы – 1 детям. 0 0 Слушание музыки, Устный опрос. определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. 19 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/ https://www.youtube.com/watch?v=ldM51Xkzu1Y https://www.youtube.com/watch?v=7plpGnwvgAc https://www.youtube.com/watch?v=qZQpbzvxiLc https://www.youtube.com/watch?v=5kEhHj4cJ4E Определение жанра. 4.2 Оркестр. 1 0 1 «Я – дирижёр» – игра –имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки. Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/226003/ использованием https://www.youtube.com/watch?v=KuQkEX-snms «Оценочного листа». 4.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано. 1 0 1 Слушание детских Устный опрос пьес на фортепиано в исполнении учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра фортепиано ансамбле учителем. Итого по модулю: 3 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/ https://www.youtube.com/watch?v=_nrLk6BwedU https://www.youtube.com/watch?v=1Z4HIrKdK8M https://www.youtube.com/watch?v=AOXLs89Ki80 https://www.youtube.com/watch?v=kDeDSDxc96Y&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=Fa79XhNBr7U на в с 2 Модуль 5. Духовная музыка 20 5.1 Песни верующих. 2 Итого по модулю: 2 0 0 0 Рисование по Устный опрос. мотивам прослушанных музыкальных произведений. https://www.youtube.com/watch?v=52KjwnsFboo https://www.youtube.com/watch?v=EGZrw1Ln5aM https://www.youtube.com/watch?v=a6krf2FXcYs 0 Модуль 6. Народная музыка России 6.1 Край, котором живёшь. 6.2 Русский фольклор. в 1 ты 0 0 Разучивание, Устный опрос. исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторовземляков. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/start/303112/ 1 0 1 Участие в Устный опрос. коллективной традиционной музыкальной игре. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/ 2 0 1 Итого по модулю: Модуль 7. Музыка в жизни человека 7.1 Музыкальные пейзажи. 3 0 1 Двигательная импровизация, пластическое Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=lDfddbecyLY https://www.youtube.com/watch?v=8BGjd1-k8l0&t=2s 21 интонирование. 7.2 Музыкальные портреты. 2 0 1 Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=3MsqhgICOO0 использованием https://www.youtube.com/watch?v=ymSLpKNtXAo «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=o6OKDf8r5iQ листа». https://www.youtube.com/watch?v=AiZ694NJ1ng сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. 7.3 Музыка войне, музыка войне. на 1 о 0 0 Дискуссия в Устный опрос. классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась? 22 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4150/start/226712/ https://www.youtube.com/watch?v=Gj6AE_KSsNE 7.4 Какой праздник музыки? же 1 без Итого по модулю: 7 0 0 0 Разучивание исполнение тематических песен ближайшему празднику. и Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=mFEtAuidaz4 https://www.youtube.com/watch?v=30nsHQ1X5W8 к https://www.youtube.com/watch?v=O-Wt4vuu4bw&t=3s 2 Модуль 8. Музыкальная грамота 8.1 Высота звуков. Итого по модулю: 1 0 1 1 0 1 Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=rCswfmSIRA0 использованием https://www.youtube.com/watch?v=3QmsfAzeLTM&t=1s «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=tzDnftVzA3s листа». Модуль 9. Музыка народов мира 9.1 Музыка наших 2 соседей. 0 1 Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Устный опрос. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/start/226793/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4182/start/226773/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/start/226815/ https://www.youtube.com/watch?v=tBrHIsHpXDw https://www.youtube.com/watch?v=SXB0svO8vvk&t=1s Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, https://www.youtube.com/watch?v=dwQuT3JYuMo 23 интонации). Итого по модулю: 2 0 1 Модуль 10. Классическая музыка 10.1 Композиторы – 2 детям. 0 1 Вокализация, Устный опрос. исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. https://www.youtube.com/watch?v=KtTu5Hi8WoI https://www.youtube.com/watch?v=YM7AUq98614&t=4s https://www.youtube.com/watch?v=RgM6FSdtz7c https://www.youtube.com/watch?v=JoXp18R0AYk https://www.youtube.com/watch?v=TuhUeVgWfLM https://www.youtube.com/watch?v=2XrYlCWpRuo https://www.youtube.com/watch?v=wk1hnAjs2Bo 10.2 Музыкальные инструменты. Фортепиано. 1 0 0 Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов. 10.3 Музыкальные инструменты. 1 0 0 Разучивание, Устный опрос. исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам. Скрипка, виолончель Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=EaKsLc42cZk использованием https://www.youtube.com/watch?v=pmbzrGQK-Go «Оценочного листа». 24 https://www.youtube.com/watch?v=IjG7FGriq-8 https://www.youtube.com/watch?v=H2vnjkqtO3c Итого по модулю: 4 0 1 Модуль 11. Музыка театра и кино 11.1 Музыкальная 3 сказка на сцене, на экране. 0 1 Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкальновыразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=pEcXlBKBOaM&t=15s использованием https://www.youtube.com/watch?v=de_fE1_eHb0&t=1s «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=76Vqt_ZDfB8 листа». https://www.youtube.com/watch?v=pIHrk9WytJs https://www.youtube.com/watch?v=-Hf2gJ4FLBQ https://www.youtube.com/watch?v=FNYI3Xc8yY8 https://www.youtube.com/watch?v=i4wwy7CEHws https://www.youtube.com/watch?v=hM9zYR8T8CE Игра-викторина «Угадай по голосу». Итого по модулю: 3 0 1 0 14 Резерв: Общее количество 33 часов по программе: 25 2.3.2. 4 класс Контрольные работы Наименование разделов и тем программы Всего № п/п Практические работы Количество часов Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Классическая музыка 1.1 1.2 Вокальная музыка. 1 Симфоническая музыка. 1 0 0 2 0 1 Итого по модулю: 0 1 Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов. Практическая работа. https://www.youtube.com/watch?v=-LzOfcd5LqA Просмотр фильма об устройстве оркестра. Устный опрос. https://my.mail.ru/mail/bvp.52/video/3/141.html https://www.youtube.com/watch?v=GV01c-fQS9k Модуль 2. Народная музыка России 2.1 Жанры музыкального 1 0 1 Различение на слух контрастных по Практическая 26 https://vk.com/video57612968_456239362 фольклора. характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. работа. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей. Итого по модулю: 1 0 1 Модуль 3. Музыкальная грамота 3.1 3.2 Мелодия. Интервалы. 0,5 0,5 0 0 0 1 Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=5VGxekhBnyY https://www.youtube.com/watch?v=2C35yTpu7Qs&t=8s Освоение понятия Практическая «интервал». Анализ работа. ступеневого состава мажорной и минорной гаммы 27 https://www.youtube.com/watch?v=pYZilGU9PGQ&t=2 s https://www.youtube.com/watch?v=TASFxVi2n-8 https://www.youtube.com/watch?v=vO6fRblZDqE (тон-полутон). https://www.youtube.com/watch?v=EQbQHK8CHRU https://www.youtube.com/watch?v=c2ZNWuuFJgA&t= 1s Итого по модулю: 1 0 1 Модуль 4. Музыка в жизни человека 4.1 4.2 Музыкальные пейзажи. Танцы, игры веселье. Итого по модулю: 1 и 1 2 0 0 0 1 1 Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте. Устный опрос. Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=iXMYLy9Eg1A&t= использованием 167s https://www.youtube.com/watch?v=kdr1P9JMEUI https://ok.ru/video/2225451569487 https://www.youtube.com/watch?v=TaXgVkTiJng «Оценочного листа». https://www.youtube.com/watch?v=rqpFpdkvHsE https://www.youtube.com/watch?v=T47ygCmNRKE&t= 7s 1 Модуль 5. Классическая музыка 5.1 Композиторы детям. 5.2 Вокальная музыка – 1 0 0 Музыкальная викторина. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=By0XFJ5y8O0 1 0 1 Освоение комплекса дыхательных, Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=-hMwCmgAUs4 https://www.youtube.com/watch?v=GV01c-fQS9k 28 артикуляционных упражнений. https://www.youtube.com/watch?v=_HPO4uD2_-Q Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона. 5.3 5.4 5.5 Инструментальна я музыка. 1 Программная музыка. 1 Музыкальные инструменты. 1 Скрипка, виолончель. 0 0 0 0 0 1 Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторовклассиков. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=kPTDvzDXWcE использованием https://www.youtube.com/watch?v=0U0NB9oyBj4 «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=hLvTUqskRP4 листа». https://www.youtube.com/watch?v=xaqqJiVIzng Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия. https://www.youtube.com/watch?v=ViXQjQWXZ88 https://www.youtube.com/watch?v=AQjI8emjs8I&t=1s Рисование образов программной музыки. Устный опрос. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и Практическая работа. https://www.youtube.com/watch?v=l-AvW-cytcI https://www.youtube.com/watch?v=lmcPc30b7-U&t=1s 29 https://www.youtube.com/watch?v=lrmbkImIwpA особенностей звучания инструмента, способов игры на нём. Итого по модулю: 5 0 2 Модуль 6. Современная музыкальная культура 6.1 Современные обработки классической музыки. Итого по модулю: 1 0 0 1 0 0 Различение музыки классической и её современной обработки. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=fpLiAjfPzyI&t=4s Модуль 7. Духовная музыка 7.1 Звучание храма. 1 0 0 Слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности. Устный опрос. Выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором. 30 https://www.youtube.com/watch?v=0D301v_Xipk&t=11 s 7.2 Искусство Русской православной церкви. 1 0 0 Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=XJ03umLugqM использованием https://www.youtube.com/watch?v=zF2FAalHSHk «Оценочного https://www.youtube.com/watch?v=kMNh5JZxjqo листа». Богородице. 7.3 Религиозные праздники. Итого по модулю: 1 3 0 0 1 Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки. Практическая работа https://www.youtube.com/watch?v=dfOuBsOsV3U&t=2 s https://www.youtube.com/watch?v=MSU7VfjwQho https://www.youtube.com/watch?v=GrNSER1u0EI 1 Модуль 8. Народная музыки России 8.1 8.2 Русские народные музыкальные инструменты. 1 Первые артисты, 1 0 1 Определение на слух тембров инструментов. Практическая работа https://www.youtube.com/watch?v=LSGkoa5s2tQ Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=5vMtmlZW2r0 Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. 0 0 Разучивание, 31 народный театр. исполнение скоморошин. 8.3 Фольклор в 1 творчестве профессиональны х музыкантов. 0 0 Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=t94lsIPgppE&t=10s использованием «Оценочного листа». 8.4 Сказки, мифы и 1 легенды. 0 0 Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Устный опрос. 8.5 Народные праздники. 1 0 1 Разучивание песен, Практическая реконструкция работа. фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре. 5 0 2 Итого по модулю: https://www.youtube.com/watch?v=Hk9AKPn0DBg&t= 20s https://www.youtube.com/watch?v=JEuXtaQfALg Модуль 9. Музыка народов мира 9.1 Музыка соседей. наших 1 0 1 Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов Устный опрос. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4612/start/55262/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5278/start/85959/ 32 других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). Кавказские 1 мелодии и ритмы. 0 9.3 Музыка Японии и 1 Китая. 0 9.4 Музыка Средней 1 Азии. 0 9.2 Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах). Устный опрос. 1 Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах). Практическая работа. 0 Двигательная игра Устный опрос. – импровизацияподражание игре на 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4609/start/69492/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5280/start/63141/ 33 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5277/start/86172/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5279/start/86022/ музыкальных инструментах. Итого по модулю: 4 0 2 Модуль 10. Музыкальная грамота 10. 1 Дополнительные обозначения 0,5 0 0 Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=gt0cWAVCy7k 0,5 0 1 Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Практическая работа. https://www.youtube.com/watch?v=gt0cWAVCy7k в нотах. 10. 2 Вариации. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Итого по модулю: 1 0 1 Модуль 11. Музыка театра и кино 34 11. 1 Сюжет музыкального спектакля. 1 0 0 Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующ их сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=Pu93r6IYCiM использованием «Оценочного листа». 11. 2 Балет. 1 0 1 Просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Практическая работа. Хореография – искусство танца. https://www.youtube.com/watch?v=pVXkBIWmQQs Музыкальная викторина на знание балетной музыки. 11. 3 Оперетта, мюзикл. 1 0 0 Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=7xzU12nlpfA использованием https://www.youtube.com/watch?v=_aJVkKnm7C8 «Оценочного 35 листа». Итого по модулю: 3 0 1 Модуль 12. Музыка народов мира 12. 1 Певец народа. своего 1 0 0 Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=KXU9Jv-Ji9Y https://www.youtube.com/watch?v=wHiJNWz7Fho https://www.youtube.com/watch?v=1i8hkQjN20o https://www.youtube.com/watch?v=mUQHGpxrz-8 https://www.youtube.com/watch?v=mnaWB0xSpfg https://www.youtube.com/watch?v=AsuYoG7d2bk https://www.youtube.com/watch?v=u9UMAssACEQ 12. 2 Диалог культур. 1 0 0 Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch?v=cXC2pZ2O9P8&t=1 s Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала. Итого по модулю: 2 0 0 Модуль 13. Классическая музыка 36 13. 1 Русские композиторыклассики. 1 0 0 Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений. Устный опрос. 13. 2 Европейские композиторыклассики. 2 0 0 Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Самооценка с https://www.youtube.com/watch?v=NDgcrvF01Kc&t=2s использованием https://www.youtube.com/watch?v=i8X0kGpJE8E&t=1s «Оценочного листа». Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, 37 https://www.youtube.com/watch?v=SCm9O2KNEX4 формы. 13. 3 Мастерство исполнителя. Итого по модулю: 1 0 1 4 0 1 0 14 Создание коллекции записей любимого исполнителя. Практическая работа. Резерв: Общее количество 34 часов по программе: 38 https://www.youtube.com/watch?v=-hrS4uwnGgs&t=9s 2.4.1. Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» в 1 классе № п/п Тема урока Дата проведения Модуль 1. Музыка в жизни человека 1 И муза вечная со мной! 2 Музыка осени. Модуль 2. Народная музыка России 3 Повсюду музыка слышна. 4 Повсюду музыка слышна. 5 Музыкальные инструменты. 6 Садко. Модуль 3. Музыкальная грамота 7 Азбука, азбука каждому нужна… 8 Музыкальная азбука. 9 Сочини мелодию. Модуль 4. Классическая музыка 10 Душа музыки – мелодия. 11 Звучащие картины. 12 Музыкальные инструменты. Модуль 5. Духовная музыка 14 Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. 15 Модуль 6. Народная музыка России Край, в котором ты живёшь. 16 Разыграй песню. 13 Модуль 7. Музыка в жизни человека 17 Поэт, художник, композитор. 18 Музыка утра. 19 Музыка вечера. 39 20 Музыкальные портреты. 21 Разыграй сказку. 22 Музы не молчали. 23 Мамин праздник. Модуль 8. Музыкальная грамота 24 Музыкальные инструменты. Модуль 9. Музыка народов мира 25 Хоровод муз. 26 Чудесная лютня. Модуль 10. Классическая музыка 27 Музыка в цирке. 28 Музыка в цирке. 29 У каждого свой музыкальный инструмент. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. 30 Модуль 11. Музыка театра и кино 31 Дом, который звучит. Опера-сказка. 32 Ничего на свете лучше нету… 33 Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 40 33 2.4.2. Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» в 4 классе № п/п Тема урока Дата проведения Модуль 1. Классическая музыка 1 2 Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Царит гармония оркестра. Рассвет на Москве-реке. Исходила младёшенька. Модуль 2. Народная музыка России 3 Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка? Модуль 3. Музыкальная грамота 4 Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Модуль 4. Музыка в жизни человека 5 Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый. Модуль 5. Классическая музыка. 6 7 Мелодия. 8 Счастье в сирени живёт… 9 10 Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы Старый замок. 11 Музыкальные инструменты. Модуль 6. Современная музыкальная культура 12 В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Модуль 7. Духовная музыка 13 Святые земли Русской. 14 Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. 15 Праздников праздник, торжество и торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник. Модуль 8. Народная музыки России 16 Музыкальные инструменты России. 17 Оркестр русских народных инструментов. 18 Композитор – имя ему народ. 19 Музыкант-чародей. 20 Народные праздники. «Троица». 41 Модуль 9. Музыка народов мира 21 22 23 24 25 Музыкальная культура республики Коми. Музыкальная культура республики Мордовия. Музыкальная культура республики Ингушетия. Музыкальная культура Чеченской республики. Музыкальное путешествие: нас приглашают Япония и Китай. Музыкальная культура республики Северная ОсетияАлания. Модуль 10. Музыкальная грамота Вариации на тему рококо. Модуль 11. Музыка театра и кино 26 Опера «Иван Сусанин». 27 Балет «Петрушка». 28 Театр музыкальной комедии. Модуль 12. Музыка народов мира 29 Русский Восток. 30 Музыкальный сказочник. Модуль 13. Классическая музыка 31 Прелюдия. Годы странствий. 32 Патетическая соната. 33 Исповедь души. Революционный этюд. 34 Мастерство исполнителя. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 42 34 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика: Музыка, 1 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., АО «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 2 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., АО «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 3 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., АО «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 4 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., АО «Издательство «Просвещение»; 2019. Методические материалы для учителя: Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). Сергеева Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1 –4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. - М.: Просвещение, 2019. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет: 1. Единая коллекция - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (schoolcollection.edu.ru) 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/ info/about/193 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september. 6. Российская Электронная Школа 3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Учебное оборудование: Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ. 2. Оборудование для проведения практических работ: Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ. 43