РП Разговоры о важном

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
− в формировании его российской идентичности;
− в формировании интереса к познанию;
− в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношение к правам и свободам других;
− в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
− в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− в развитии у школьников общекультурной компетентности;
− в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− в осознании своего места в обществе;
− в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64100).
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676).

5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675).
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О
направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
9.
Примерная
рабочая
программа
по
воспитанию
для
общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022
г. № 3/22).
10.Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» (НОО), разработанная Министерством просвещения РФ
ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии
образования, одобренная решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол №6 / 22 от 15.09.2022 г.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–
4классов. На уровень начального общего образования приходится 135 часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).
Программа может быть реализована в течение одного учебного года,
занятия проводятся 1 раз в неделю.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать
её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) Соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1.
Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника
Отечества», «Рождество», «День учителя», «День российской науки» и т.д.
2.
Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы,
искусства. Например, «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского», «160 лет
со дня рождения К. С. Станиславского».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не
связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая
безопасность и гигиена школьника» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление
у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные
ценности характеризуются следующим образом.
1.Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя
сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых
поколений; – историческая память есть культура целого народа, которая
складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает
важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков
за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном
содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается
на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в
защите в 1612 г.
2.Преемственность поколений
–
каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,
продолжает его достижения, традиции;
–
семья построена на сохранении преемственности поколений.
Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото,
вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое
поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей,
средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе

качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких
поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
–
патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
–
любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к
родному дому, малой Родине;
–
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех
сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с
содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его
проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан
России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
–
семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием,
взаимоподдержкой, традициями и т. д.
–
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг
другу; – учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во
всех ее делах, помогать родителям;
–
семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на занятиях, посвященных темам: «День матери», «День отца», «День
пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
–
культура общества — это достижения человеческого общества, созданные
на протяжении его истории;
–
российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во
всем мире; – культура представлена достижениями в материальной сфере
(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также
в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,
подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому

многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,
произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди
России: К. С. Станиславский», «День театра».
7. Наука на службе Родины
–
наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
–
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие
свою деятельность;
–в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «День российской науки», «160 лет со дня рождения К.
Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого
воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на
внеурочных занятиях как не учебных формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что
послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы
и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных
результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной
им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Содержание курса внеурочной деятельности
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и
всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества.
Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша
страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к
Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в
готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого
человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к
космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях.
Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость
россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о
космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического
пространства.
Преемственность
поколений:
семейные
ценности
(любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции.
Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения.
Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности
школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские
профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в
семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие
в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.
Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки.
Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться
слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье.
Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции,
совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —
символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство
гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году и граждан нашей страны

в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие
народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей
культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений —
основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое
есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое
поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают
нравственные ценности предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни
рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся
чаще и сильнее, чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать
символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к
государственной символике России — обязанность гражданина. Правила
поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное
служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность,
доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка,
первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история
родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины,
защита её от иноземных врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что
такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки,
подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в
Новый год.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в
России. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы»
виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский
ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети
блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель
театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается
театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить
современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый
парашют, наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для
всего мира. Видео-уроки от Института развития интернета.

Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время:
всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь,
поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и
для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в
традиционных религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель
детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие
женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая
женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В.
Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России.
Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ
века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие
детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.
Крым – природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни
и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные
достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала),
гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым,
«ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость,
Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники,
композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов.
Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего,
создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая
сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание
сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
«Поехали!» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой
Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды
Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий
Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой
изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские
солдаты и офицеры. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные
парки. Экологические тропы – что это такое? Путешествие на Камчатку (долина
гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль,
оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли»
(сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных
оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.

Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране,
когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек.
Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров,
матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь
(преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся.
Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела.
Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать
вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле,
здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья?
Можно ли с им поделиться?
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.

В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток
информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в
ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины

успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи
как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы
и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и
культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и
явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность
основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности
событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений
работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов
Организации и сети Интернет, получения информации из источников в

современной информационной среде; формирование приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне
семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при
использовании личных финансов; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния
религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого
достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование
умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие";умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
искусство:
выполнение
творческих
работ
с
использованием
различных
художественных
материалов
и
средств
художественной
выразительности
изобразительного
искусства;
умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

Тематическое планирование 1–2, 3–4 классы (1 час в неделю)
Темы

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

День знаний
(1 час)
1–2 классы:
«Зачем я учусь?»
3–4 классы
«Зачем мне знания?»

Знания – ценность, которая необходима не
только
каждому человеку, но и всему обществу.
Знания – основа успешного развития человека
и общества.
Каждый должен стремиться к обогащению и
расширению своих знаний.
Наша страна предоставляет любому ребёнку
возможность с 6,5 лет учиться в школе

Наша страна – Россия
(1 час)
1–2 классы:
«Где мы живём?» 3–4
классы:
«От поколения к
поколению: любовь
россиян к Родине»

Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Любовь
к родному краю, способность любоваться
природой,
беречь её – часть любви к Отчизне.
Труд людей в разные исторические эпохи,
преемственность поколений в готовности
защищать родную землю.
Историческая память народа и каждого
человека

Просмотр видеоролика о Дне знаний и о
традициях этого праздника.
Участие в эвристической беседе о традициях
школы, обсуждение ответов на вопросы:
«Почему важно учиться? Как быть, если чтото не знаешь или не умеешь?» и др.
Участие в коллективной игре - путешествии
(игре-соревновании), разгадывании загадок.
Участие в викторине
«Своя игра»
Слушание музыкального произведения,
просмотр
видеоматериалов, в которых говорится о
дорогом и близком в окружающем мире
младшего школьника.
Участие в беседе о том, с чего начинается
понимание Родины, как проявляется любовь к
Родине. Работа в парах с текстами,
написанными в разные эпохи, но
объединёнными идеей любви к Родине и
личной ответственности за её судьбу

165-летие со дня
рождения
К. Э. Циолковского
(1 час)
1–2 классы:
«Мечтаю летать» 3–4
классы:
«Мечтаю летать»

День пожилых людей
(1 час)
1–2 классы:
«Традиции моей
семьи» 3–4 классы:
«Как создаются
традиции?»

К. Э. Циолковский – выдающийся учёный,
открывший дорогу к космическим полётам.
Преемственность поколений в научных
достижениях.
Страницы истории российской космонавтики.
Первые космонавты.
Гордость россиян за успехи страны в освоении
космоса. Проявление интереса к знаниям о
космосе, его
изучению и космонавтам – исследователям
космического пространства
Преемственность поколений: семейные
ценности (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве,
воспитании детей);
традиции. Память о
предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к
старшему
поколению, проявление
действенного уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам, забота о них

Просмотр видеоролика с целью знакомства с
учёным, его
жизнью и научным творчеством.
Обсуждение новой информации о
достижениях нашей страны в освоении
космоса, о вкладе великого учёного
К. Э. Циолковского.
Участие в коллективной игре соревновании
«К. Э. Циолковский – учёный и человек».
Путешествие по интерактивной карте
Обсуждение семейных традиций.
Просмотр видеоролика с целью знакомства с
праздником «День
пожилых людей», с основным назначением
этого праздника.
Участие в выполнении
интерактивных заданий
(установление соответствия, группировка,
классификация), которые помогут
школьником понять важность семейных
традиций и заботы о пожилых людях

День учителя
(1 час)
1–2 классы:
«Если бы я был
учителем»
3–4 классы:
«Учитель жизни: Лев
Николаевич Толстой»
День отца
(1 час)
1–2 классы:
«Отчество – от слова
«отец»
3–4 классы:
«Отчество – от слова
«отец»

Учитель – важнейшая в обществе профессия. Обсуждение ценности важнейшей профессии.
Назначение учителя – социальное служение,
Участие в разыгрывании сценок «Я –
учитель», «Я и мои ученики».
образование и воспитание
Участие в групповой, парной работе: создание
подрастающего поколения.
рисунков «Наш класс», «Мой учитель»,
Учитель – советчик, помощник, участник
рисунка
познавательной деятельности школьников.
«Буква для первого предложения сказки Л.Н.
Оценка
Толстого». Работа с текстами (пословицами,
учительского труда. Великие педагоги
стихотворениями), связанными с профессией
прошлого.
учителя
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
Мужчина, отец (отчество – от слова «отец»)
Обсуждение качеств отца, мужских
какгражданин; мужские
профессий. Просмотр
видеоролика
о роли отца как родителя, образе
профессии, участие в
отца в отечественной литературе.
трудовой деятельности и
Групповая, парная работа:
жизни общества. Роль отца в семье, участие в
«Воскресный день моей семьи», участие в
хозяйственной деятельности, досуге членов
семьи,
планировании выходного дня своей семьи
укреплении традиционных семейных
ценностей.
Понимание роли отца как родителя, участие в
воспитании детей, отцовское влияние на сына
и/или дочь

День музыки
(1 час)
1–2 классы:
«Я хочу увидеть музыку»
3–4 классы:
«Я хочу услышать
музыку»

Традиционные семейные
ценности (1 час)
1–2 классы:
«Я и моя семья»
3–4 классы:
«Пётр и Феврония
Муромские»

Музыка как способность человека слышать,
воспроизводить, сочетать
звуки. Роль музыки в жизни каждого
человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и
понимать
музыку. Музыка, которую можно увидеть.
Музыка,
которую нужно учиться
слушать

Просмотр видеоролика о роли музыки в
жизни человека,
обсуждение содержания
видеоролика. Участие в беседе «Я хочу
увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку».
Групповая и парная работа по созданию
иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение
Творческого задания «Звуки природы»

Семья – дружный любящий друг друга
Обсуждение вопроса «Почему говорят, что
коллектив.
дерево держится корнями, а человек семьёй?».
Участие в беседе о семейных традициях,
Поколения в семье.
интересном досуге и праздниках. Участие в
Семейные ценности: воспитание детей, забота
коллективной,
индивидуальной работе «Я и
о старшем поколении;
моя семья
традиции, совместная трудовая и досуговая
(составление семейного древа)».
деятельность. Пётр и
Феврония Муромские – символ любви и
Обсуждение вопросов «Чему мы можем
научиться у Петра и Февронии Муромских?»,
взаимопонимания в семейной жизни
«Почему Пётр и Феврония стали символом
любви и верности?»

День народного
единства
(1 час)
1–2 классы:
«Что такое единство
народа?»
3–4 классы:
«Когда мы едины – мы
непобедимы»

Рождение праздника «День народного
единства».
Проявление любви к Родине:
объединение людей в те
времена, когда Родина
нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан
земли русской в 1612 году и
граждан нашей страны в
Великой Отечественной войне. Минин и
Пожарский –
герои, создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками

Участие в беседе о возникновении праздника
«День народного единства».
Обсуждение пословиц, связанных с
единством народа,
любовью к Родине. Знакомство с жизнью и
подвигом К. Минина и
Д. Пожарского. Коллективная виртуальная
экскурсия по
историческим местам и
памятникам, связанным с Днём народного
единства. Участие в
коллективной игре: составление пазла на
основе полученной информации о событиях
1612 года

Мы разные, мы вместе
(1 час)
1–2 классы:
«Память времён»
3–4 классы:
«Память времён»

Каждое поколение связано с предыдущими и
последующими общей
культурой, историей, средой обитания. Связь
(преемственность) поколений – основа
развития общества и каждого человека.
Патриотизм – чувство, которое есть у каждого
поколения.
Историческая память проявляется в том, что
новое поколение людей стремится
воспитать в себе качества, которые отражают
нравственные ценности предыдущих
поколений

Знакомство с понятием «преемственность
поколений».
Обсуждение качеств, которые отражают
нравственные
ценности и чувства. Участие в
эвристической беседе о природе и
заповедниках России.
Соревнование команд на умение
устанавливать соответствие
между природными объектами и
их названиями

День матери
(1 час)
1–2 классы:
«Самое главное слово на
земле»
3–4 классы:
«Материнское
сердце чаще бьётся» (С.
Федин)
Символы России:
Государственный гимн,
герб, флаг
(1 час)
1–2 классы:
«Какие в нашей стране
есть символы?»
3–4 классы:
«Что может герб нам
рассказать?»

Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей. С
первых дней жизни
рядом с ребёнком всё время присутствует
мама – человек, чьё сердце бьётся чаще и
сильнее, чем у других людей

День добровольца
(1 час)
1–2 классы:
«Если добрый ты, это
хорошо»
3–4 классы:
«Что я могу сделать для
других?»

Кто такой доброволец?
Деятельность добровольцев как социальное
служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни.
Качества людей, которых называют
добровольцами:
милосердие, гуманность,
доброта. Как я могу проявить добрые чувства
к другим людям?

Обсуждение качеств матери, её роли хозяйки
и хранительницы семейного очага. Просмотр
видео ролика о роли матери, образе матери в
отечественной
литературе. Групповая, парная работа по
обсуждению предложенных ситуаций,
планированию помощи маме

Знакомство с символами России: обсуждение,
Символы современной
называние, описание. Участие в беседе о
России: название, описание.
правилах
поведения человека при исполнении
О чём могут рассказать символы. Их значение
гимна, при поднятии флага. Парная работа,
и назначение в жизни
связанная с применением
государства. Уважение к
полученной информации о символах страны,
государственной символике России –
устройстве герба. Выполнение интерактивных
обязанность гражданина. Правила
заданий
поведения человека при
исполнении гимна, при поднятии флага
Знакомство со значением слов «доброволец»
«волонтёр», «милосердие» «гуманность».
Просмотр видеоролика, обсуждение примеров
социального служения в мирное и военное
время. Парная работа по анализу текстов, в
которых
описаны ситуации проявления доброты,
гуманности, милосердия

День Героев Отечества
(1 час)
1–2 классы:
«С чего начинается
Родина…»
3–4 классы:
«История Отечества –
история каждого из
нас»

С чего начинается Родина:
колыбельная песня мамы, первая игрушка,
первая
книга. Малая Родина: родная природа, школа,
друзья,
культура и история родного края.
Ответственность
гражданина за свободу, благополучие Родины,
защита её от иноземных
врагов

Просмотр и обсуждение видеоролика,
содержание
которого связано с событиями из
истории нашей страны. Участие в
эвристической беседе о событиях истории,
ответственности гражданина за
свободу, благополучие Родины, её защите от
иноземных врагов. Групповая работа по
анализу
(установление соответствия), упорядочению
(лента времени) событий истории

День Конституции
(1 час)
1–2 классы:
«Где записаны права
человека?»
3–4 классы:
«Мои права и мои
обязанности: в чем
разница?»
Новый год. Семейные
праздники и мечты
(1 час)
1–2 классы:
«Умеем ли мы мечтать?»
3–4 классы:
«О чём мы мечтаем?»

Конституция Российской
Федерации – главный закон государства. Что
такое права и обязанности гражданина. Права
ребёнка в России. Примеры выполнения
обязанностей членами общества

Участие в эвристической беседе о правах и
обязанностях
гражданина, ученика начальных классов.
Групповая работа по
анализу ситуаций, связанных с
выполнением обязанностей членами общества

Новый год – замечательный семейный
праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России.
Традиции встречи Нового года: украшение
ёлки, подарки, загадывание
заветных желаний. О чём
люди разных времён мечтали
в Новый год

Просмотр видеоролика об истории праздника.
Участие в
беседе о семейных новогодних традициях.
Участие в ролевой
игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году
о…». Обсуждение
ответа на вопрос «О чем мечтали на Новый
год дети в разные исторические эпохи?»

Рождество
(1 час)
1–2 классы:
«Светлый праздник
Рождества»
3–4 классы:
«Светлый праздник
Рождества»

История праздника Рождества Христова.
Рождественские традиции в России

Участие в беседе о традициях праздника
Рождества в России.
Обсуждение содержания прочитанных
одноклассниками стихотворений,
посвящённых
Рождеству. Групповая и парная работа:
составление
поздравления с праздником
Рождества
Цифровая безопасность и Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Участие в коллективном обсуждении вопроса
гигиена школьника
«Плюсы» и «минусы» виртуального мира.
«Что такое виртуальный мир и кто его
(1 час)
Правила безопасного пользования Интернет
создаёт?». Групповая работа:
1–2 классы:
ресурсами
подготовка ответов на вопросы
«Какие «плюсы» есть у виртуального мира?»,
«Виртуальный я – что
«Какие «минусы» есть у виртуального
можно и что нельзя?»
мира?». Составление правил
3–4 классы:
безопасного пользования
«Виртуальный я – что
Интернет ресурсами, соотнесение
можно и что нельзя?»
составленных правил с
предложенным педагогом набором правил
День снятия блокады
Блокада Ленинграда: как она началась и
Участие в просмотре и обсуждении
Ленинграда
сколько длилась.
содержания видеоматериалов о блокаде
(1 час)
Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани
Ленинграда. Виртуальная экскурсия в
1–2 классы:
Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети
Государственный мемориальный музей
«…осталась одна
блокадного города. Дорога жизни.
обороны и блокады Ленинграда, знакомство с
Таня…»
материалами, связанными с
Ленинград и ленинградцы выжили и победили
Таней Савичевой. Чтение фрагментов
3–4 классы:
дневника Тани Савичевой, обсуждение
«Писала девочка
прочитанного. Участие в беседе
дневник...»
о том, как жили и о чем мечтали дети
блокадного города

Великие люди России:
К. С. Станиславский
(1 час)
1–2 классы:
«Мы идём в театр. А
что это значит?»
3–4 классы:
«С чего начинается
театр?»

Первые театры в России. К.
С. Станиславский – великий деятель
театрального
искусства: яркие страницы жизни и
деятельности. С
чего начинается театр? Кто самый главный в
театре.
Школьный и классныйтеатр

День российской науки
(1 час)
1–2 классы:
«Как становятся
учёными?»
3–4 классы:
«Откуда берутся научные
открытия?»

Наука: научные открытия позволяют
улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают
талантливые, творческие, увлечённые
люди. Научные открытия
российских учёных, без которых невозможно
представить современный мир: телеграф,
цветная фотография, радиоприёмник,
ранцевый парашют, наркоз, искусственное
сердце.
Роль нашей страны в современном мире.
Значение российской культуры для всего
мира.
Видео-уроки от Института развития
интернета

Россия и мир
(1 час)
1–2 классы:
«Россия в мире» 3–4
классы:
«Россия в мире»

Просмотр и обсуждение видеоролика о
первых театрах в
России. Знакомство с некоторыми фактами
биографии К.С. Станиславского. Работа с
текстами о том, как создаётся
спектакль, ответы на вопросы по содержанию
текстов. Групповая
работа: подготовка сообщения от группы на
тему «Зачем люди ходят в театр». Игра
«Мыидём в театр»
Просмотр видеоролика «Люди науки, какие
они?», обсуждение качеств учёного.
Групповая работа: «Представление
открытия»: ученики знакомятся
с открытием и рассказывают о нем
одноклассникам;
одноклассники отгадывают, что это за
открытие российских учёных
Беседа о роли России в современном мире.
Знакомство с российскими объектами,
включёнными в список всемирного наследия
ЮНЕСКО. Интеллектуальная игра «Самые
известные российские учёные, поэты,
писатели, художники, композиторы,
музыканты». Парная работа: подготовка
рассказа об одном из российских лауреатов
Нобелевской премии

День защитника
Отечества (День
Армии)
(1 час)
1–2 классы:
«Кому я хочу сказать
«спасибо»?» (ко дню
защитника Отечества) 3–
4 классы:
«Хорошие дела не ждут
благодарности?»
(коднюзащитникаОтечест
ва)
Забота о каждом
(1 час)
1–2 классы:
«Заряд на добрые дела»
3–4 классы: «Дарить
добро»

Защита Отечества – обязанность гражданина
Российской Федерации, проявление любви к
родной
земле, Родине. Армия в годы войны и мирное
время:
всегда есть место подвигу.
Качество российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование

Доброта – качество настоящего человека,
способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для
кого предназначено. Добрые дела граждан
России в прошлые времена:
благотворительность;
пожертвование как
проявление добрых чувств в традиционных
религиях

Участие в беседе о том, как жители России
выражают свою благодарность защитникам
Отечества. Просмотр и обсуждение
видеоматериалов, в которых представлены
эпизоды подвигов российских воинов в
военное и в мирное время.
Работа с пословицей «Сам погибай, а
товарища выручай».
Коллективная беседа о проявлениях
благодарности к защитникам Отечества.
Групповая работа: составление письма
ветерану войны. Работа в парах: подготовка
ответа на вопрос «Как стать хорошим
солдатом?»
Участие в коллективной беседе, обсуждение
вопросов «Что такое доброта?», «Трудно ли
быть добрым?», «Как научиться делать
добрые дела?».
Обсуждение росмотренного видеоролика, в
котором представлены несколько
сюжетов о людях, совершающих
добрые дела. Групповая работа:
Представление человека, сделавшего много
добрых дел на благо людям»: на основе
предложенной учителем
информации группа составляет сообщение об
одном из знаменитых благотворителей и
рассказывают о нём одноклассникам

Международный женский день – праздник
Просмотр и обсуждение видеоролика,
Международный
благодарности
и
любви
к
женщине.
Женщина
знакомящего
с историей праздника, со
женский день
в современном обществе – труженица, мать,
сферами деятельности, в которых
(1 час)
работают женщины. Работа в парах:
воспитатель детей. Нет на свете профессии,
1–2 классы:
подготовка краткого сообщения об одной из
«Мамы разные важны» 3–
которой не может научиться женщина.
великих женщин в истории России.
4 классы:
Великие женщины в истории России:
Составление виртуальной галереи «Женщины,
«Обычный мамин день»
Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова
прославившие Россию». Игра
(первая женщина врач) Выдающиеся
«Выдающиеся женщины, прославившие
женщины ХХ века, прославившие Россию: В.
Россию». Участие в обсуждении вопроса
Терешкова, М. Раскова, Л.Павличенко,
«Легко ли быть мамой?». Подготовка
А.Пахмутова), М. Плисецкая, Л.Зыкина
поздравительной открытки
110 лет советского
Участие во вводной беседе «С. В. Михалков –
Сергей Владимирович
писателя и поэта,
автор двух Государственных гимнов».
Михалков – автор гимна современной России.
Выразительное чтение любимых
автора слов гимнов
Правила слушания и исполнения гимна. С. В.
Российской Федерации и Михалков – выдающийся поэт ХХ века, автор стихотворений, автором которых является С.
В. Михалков.
СССР С.В. Михалкова
стихов, которые дети знали и знают наизусть.
Викторина «Узнай произведение
(1 час)
Вклад поэта в развитие детской
1–2 классы:
литературы. Слушаем и читаем стихи
С. В. Михалкова по одной строчке»
«Поэт, который писал
Михалкова
для детей и о детях»
3–4 классы: «Поэт,
который писал для детей
и о детях»

День воссоединения
Крым – природная жемчужина. Разнообразие
Крыма с Россией
природных зон: полупустыни и солончаки;
степная зона, лесостепь, вечнозелёная
(1 час)
растительность. Природные
1–2 классы:
достопримечательности Крыма:
«Путешествие по Крыму»
Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала),
3–4 классы:
гора Кошка, Чёрное и Азовское моря.
«Путешествиепо
Симферополь – столица Республики Крым,
Крыму»
«ворота Крыма». Ласточкино гнездо,
Золотые ворота, Судакская крепость,
Севастополь
Что такое творчество? Люди творческих
Всемирный день театра
профессий:
(1 час)
поэты, художники,
1–2 классы:
«Что на что похоже:
композиторы, артисты,
зачем человеку
создатели игрушек. Примеры народных
воображение?»
промыслов. Умеем ли мы фантазировать:
3–4 классы:
сочинять сказки,
«Чтотакоетворчество?»
конструировать города
будущего, создавать узоры для тканей,
посуды,
расписывать игрушки.
Творческая сценическая деятельность: игры,
импровизация, драматизация, разыгрывание
сценок

Участие в беседе о географическом
положении
Крыма с использованиемкарты.
Виртуальная экскурсия: природные
достопримечательности Крыма.
Выполнение интерактивных заданий:
соотнесение
изображения и описания
объекта. Выполнение
творческого задания: написание минирассказа «Что я хочу посетить в Крыму»
Участие во вступительной беседе о том, что
такое воображение и творчество.
Просмотр и обсуждение видеоролика,
рассказывающего о людях творческих
профессий.
Участие в обсуждении вопроса о театре как
коллективном творчестве режиссёра и
актёров.
Творческая игра «Ставим сценку»: каждой
группе предлагается разыграть сценку, один
из участников группы
выступает в роли режиссёра,
остальные актёры. Подготовка
ответа на вопрос о том, в каких видах
творчества хочется реализовать себя

День космонавтики.
Мы – первые
(1 час)
1–2 классы:
«Какие поступки делают
человека великим?» (о
первом полёте человека в
космос)
3–4 классы:
«Какие поступки делают
человека великим?» (о
первом полёте человека в
космос)
Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
1–2 классы:
«Надо ли вспоминать
прошлое?»
3–4 классы:
«Надо ли вспоминать
прошлое?»

Мы первые: первый искусственный спутник
Земли; Луноход-1. «Он сказал: «Поехали!» —
первый полёт человека в
космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского
Союза.
Первый выход в открытый космос — А. А.
Леонов,
дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный полёт в космосе —
Валерий
Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации

Просмотр видеоролика «Как все
начиналось…», обсуждение главных событий
в истории
покорения космоса. Участие в беседе
«Рекорды России в
космосе», «Кто они, великие космонавты
России?»
Групповая, парная работа на поиск
соответствия,
упорядочение событий,
связанных с достижениями
России в покорении космоса

Кто такие нацисты? Почему они хотели
сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места
принудительной жестокой изоляции. Дети
Освенцима. Как боролись с нацизмом в
концлагерях советские солдаты и офицеры. 11
апреля — день освобождения узников
концлагерей

Участие в беседе о том, что такое геноцид.
Знакомство с
материалами о детях – узниках
концлагерей. Работа с текстами интервью с
бывшими узниками
концлагерей, обсуждение
прочитанного. Участие в беседе
о причинах геноцида и способах его
предотвращения

День Земли
(1 час)
1–2 классы:
Где можно увидеть
нетронутую природу?»
3–4 классы:
«Дом для дикой
природы»

Особо охраняемые территории в России —
заповедники, национальные
парки. Экологические тропы — что это такое?
Путешествие на Камчатку
(долина гейзеров), в
ПриокскоТеррасный заповедник (дикий дом
для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник
«Чёрные земли» (сохранение сайгаков,
тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной
дом северных оленей. Окский заповедник
— журавлиный питомник

День труда
(1 час)
1–2 классы:
«Без труда не выловишь
и рыбку из пруда»
3–4 классы:
«Не надо бояться
трудностей»

Профессии прошлого и профессии будущего
— чтобудет нужно стране, когда я вырасту?
Профессии моих родителей, бабушек и
дедушек. Профессиональные династии. Зачем
нужно
учиться всё время, пока работаешь?

Участие во вступительной беседе об истории
появления праздника День Земли.
Обсуждение экологических проблем,
существующих в
России, и роли людей в их появлении.
Виртуальная
экскурсия по самым значимым заповедникам
России. Работа в группах: составление
правил,
которые нужно соблюдать
жителям Земли, чтобы сохранить нашу
планету
Участие в беседе о том, почему человеку
необходимо трудиться, о том, почему, когда и
как появлялись разные профессии.
Просмотра и обсуждение видеоролика,
рассказывающего о профессиях прошлого и
настоящего. Выполнение
интерактивных заданий на
соединение описания профессии с ее
названием, соединение имен и фамилий
выдающихся
представителей профессии с
названием профессии. Групповая работа:
подготовка минисообщения «Что будет, если люди перестанут
работать?»

День Победы.
Бессмертный полк
(1 час)
1–2 классы:
«Мужество, честь, отвага.
Что это и
откуда берется в
человеке?»
3–4 классы:
«Что такое подвиг?»

Историческая память: мы помним подвиги
наших
солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой
Отечественной войны. Связь
(преемственность) поколений: бессмертный
полк — помним, любим, гордимся. Какое
чувство вело советских людей на борьбу за
свободу своей Родины?

День детских
общественных
организаций
(1 час)
1–2 классы:
«Вместе весело шагать
по просторам…»
3–4 классы:
«Вместе весело шагать по
просторам…»

Детская общественная организация — мы
вместе, и мы делаем добрые дела.
Друзья необходимы каждому человеку.
Добрые дела,
которые можно сделать
вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается: больным, старым, слабым

Обсуждение вопросов «Что такое мужество,
честь, отвага это и как можно воспитать в себе
эти качества?», «Что такое подвиг?»,
«Какое чувство вело советских людей на
борьбу за свободу своей Родины?».
Индивидуальный рассказ о том, есть ли
семейная традиция участвовать в
«Бессмертном полку», о подготовке к
участию в этом году. Групповая работа:
подготовка на основе предложенных
педагогом материалов сообщения о подвиге,
совершенном во время
Великой Отечественной войны,
представление результатов работы при
создании коллективного рассказа «Во имя
жизни на Земле»
Участие во вступительной беседе о детских
общественных организациях. Знакомство с
движением «Орлята России».
Групповая работа: каждая группа предлагает
три причины, по которым стоит участвовать в
детских общественных организациях

Про счастье
(1 час)
1–2 классы:
«Мой самый
счастливый день»
3–4 классы:
«Разделяя счастье с
другим, мы умножаем
счастье» (П. Коэльо).

Счастье каждый понимает по-своему. Но для
всех
счастье — мир на Земле,
здоровье близких, верные друзья,
благополучие
страны. Бывает ли много счастья? Можно ли с
им поделиться?

Игра «Закончи предложение»: каждый
предлагает концовку
предложения «Счастье – это когда...».
Участие в коллективной беседе «Что делает
нас счастливыми».
Подготовка индивидуального сообщения
«Мой самый счастливый день». Групповая
работа: подготовка минисообщения «Что
значит поделиться счастьем?».

Приложение
Подготовка учителя к работе по программе
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается слушанием (исполнением) Государственного
гимна Российской Федерации (поднятием Государственного флага Российской Федерации, но после приобретения
соответствующего оборудования). Это мероприятие проходит в учебных кабинетах, закрепленных за каждым классным
коллективом.
Сценарий рассчитан на 30 минут общения с учащимися. В методических рекомендациях, которые даны к каждому
сценарию, учителю даются советы, как в случае необходимости расширить или сократить содержание занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его
построения. Педагог обратит внимание на три структурные части сценария: 1 часть — мотивационная, 2 часть —
основная, 3 часть — заключительная. На каждую часть дано приблизительное время проведения. Цель мотивационной
части занятия (3-5 минут) — предъявление учащимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть
обычно начинается с рассматривания видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности учащихся: интеллектуальной
(работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика, создание описаний,
рассуждений), практической (решение конкретных практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность).
В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание.
Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями, которые даются в каждом сценарии, что
поможет ему осознанно принять цель занятия, его содержание и структуру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти