РП Хор

Пояснительная записка
Детское хоровое пение справедливо считается основой
музыкального воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает
такой
доступностью,
массовостью,
активностью
творческого
исполнительского процесса, не пользуется такой популярностью и
любовью, как хоровое пение.
На сегодняшний день пение, как коллективная форма
музыкального исполнительства, является основным средством
массового приобщения школьников к музыкальному искусству,
средством,
способствующим
становлению
индивидуального
художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных
качеств ребенка. Высоко оценивая значение хорового пения, как
средства музыкального развития школьников, академик Б. Асафьев
отмечал: «Школьный хор должен быть организован с таким расчетом,
чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с
функциями художественно-воспитательными».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
27 Июля 2022г. № 629 «Об утверждении порядка Организации и
осуществления образовательной деятельности по Дополнительным
Общеобразовательным Программам»
• Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 санитарные правила СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года».
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка
средствами музыкального искусства; формирование индивидуального
музыкального вкуса, развитие музыкальных способностей, образной и
эмоциональной сферы ребенка, а так же его личностных качеств.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
–
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на
основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен
современного музыкального искусства России;

–
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и
искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и
оценка;
–
умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
–
уважительное отношение к культуре других народов;
–
реализация творческого потенциала в процессе коллективного
и сольного исполнительства при воплощении музыкальных образов;
–
формирование этических чувств доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
–
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего
себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания
его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
–
овладение способностями принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных
формах и видах музыкальной деятельности;
–
освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкальных сочинений;
–
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных
образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
–
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках хора, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
–
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
–
позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
–
приобретение умения осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере, особенностях языка
музыкальных произведений;
–
овладение логическими действиями сравнения, анализа,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкального материала и других видов
музыкально-творческой деятельности;

Предметные результаты
Обучающийся научится:
–
соблюдать правильную певческую установку при пении сидя
и стоя;
–
использовать в процессе пения правильное певческое
дыхание;
–
петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно
употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя
исполняемой песни, петь доступным по силе, не форсированным звуком;
–
петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить
согласные; использовать средства артикуляции для достижения
выразительности исполнения;
–
петь в диапазоне от до¹ (ре¹) - до² октавы;
–
петь и определять на слух интервалы в мелодическом
изложении;
–
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
–
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового) воплощения различных художественных
образов;
–
исполнять музыкальные произведения в разных видах
деятельности
(пение,
музыкально-пластическое
движение, импровизация и др.);
–
чисто интонировать в унисон (уметь слушать себя и
поющих, не выделяться из общего звучания; развивать внутренний
слух);
–
понимать значение интонации в музыке как носителя
образного смысла;
–
анализировать средства музыкальной выразительности:
мелодическую линию, ритм, темп, динамику, лад, регистр
–
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой
темы;
–
определять характерные особенности музыкального языка,
выстраивать фразировку.
– грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и
без сопровождения в соответствии с их образным строем и
содержанием;
В результате изучения программы ученик начальной школы
будет знать:
 слова и мелодию Гимна Российской Федерации;
 хоры по составу и стилю (манере) исполнения.
 особенности народной и духовной музыки;
 основные тембры голоса;












основные правила гигиены певческого голоса;
строение артикуляционного аппарата, значение дикции в
исполнительской деятельности;
особенности и возможности певческого голоса;
основные
дирижёрские
жесты; внимание,
вдох,
начало
звукоизвлечения и его окончание;
некоторые формы музыкальных произведений (куплетная,
бескуплетная; 1,2,3-х частную, рондо, вариации);
некоторые жанры вокальной музыки(песня, романс, кантата,) ;
ручные обозначения ступеней, устойчивые и неустойчивые
ступени;
интервалы (от примы до октавы);
основные приемы звуковедения ( legato, non legato, staccato);
понятия - пение: в унисон, двухголосие, пение без сопровождения
(a capella).
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность,
отличительные особенности программы

Актуальность программы обусловлена тем, что хоровое пение
обладает доступностью, массовостью и характеризуется активностью
творческого процесса. Обучающиеся начальных классов любят петь, так
как им свойственна конкретность мышления, образность представлений,
а хоровая музыка связана со словом, что создает базу для более
конкретного понимания содержания музыкальных произведений.
Новизна определяется отсутствием типовых программ подобного
направления. Большим потенциалом новизны в программе обладают
процессы интеграции смежных или различных направленностей.
Предполагается максимальнаяориентация на творчество ребенка, на
развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа призвана раскрыть не только теоретические основы, но
и подготовить учащихся к применению теоретических знаний на
практике, для самостоятельной творческой деятельности, позволяет
оказывать помощь учащимся в творческом самоопределении.
Ведущей формой организации занятий является практическая
деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к
детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической
ипрактической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом

возрастных, психологических
обучающихся.

и

индивидуальных

особенностей

Содержание (тематика) разделов программы (всего 34 часа)
Певческая установка, звуковедение и дикция
Фразировка в мелодии с преобладанием движения на одном звуке.
Дикция в песнях с быстрым темпом.
Чередование приёмов звуковедения в разнохарактерной песне.
Значение акцента в движении мелодии скачками.
Значение чёткой дикции и артикуляции в мелодии со скачками.
Ансамбль и строй, чистота интонации
Гармонический слух. Ансамбль в партии при многоголосии.
Чистота интонации при движении мелодии скачками.
Развитие внутреннего слуха (теория,упражнения,песня).
Формирование исполнительских навыков в работе над
репертуаром
Работа над образом песни. Взаимосвязь текста и музыки в песне.
Работа с минусовой фонограммой.
Создание разнохарактерного образа в песне.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Содержание

Дата
проведения
занятия
план
факт
4
4

1

2

3

Песня- как
одна из форм
вокальной
музыки

Куплетная форма, как характерный признак
песни,как как одной из форм вокальной
музыки. Значение куплета и припева .
«Слышишь песню»- вспомнить.
«Песня о дружбе» повторение.
«Гранатовое дерево» повторение.
Прослушивание и деление на группы
A capella
Понятие а capella- пение без сопровождения
объяснение особенностей исполнения
данным приёмом, его применение.
«Слышишь песню» - петь а capella каноном
«Гранатовое дерево» повтор а capella
Фразировка в Объяснение необходимости «подталкивать
мелодии с
вперёд» до акцента мелодии с
преобладанием преобладанием движения на одном звуке
движения на
при выстраивании фразировки
одном звуке
«Барашеньки, крутороженьки»
«Четыре таракана и сверчок»- разучивание 1
куплета, припева, выстраивание фраз.

4

5

6

7

8

Дикция в
песнях с
быстрым
темпом

Объяснение необходимости утрированно
чёткой дикции в песнях с быстрым темпом.
Отработка чёткой дикции в песне «Четыре
таракана и сверчок»- разучивание 2-ого
куплета и припева
Работа над
Работа над развитием музыкального
образом песни. образа в зависимости от развития сюжета от
начала до конца песни.
«Четыре таракана и сверчок»- разучивание 3
куплета и припева.
Взаимосвязь
«Дорога добра» прослушивание, беседа о
текста и
взаимосвязи текста и музыки, разучивание 1
музыки в песне куплета.
Отличие
Объяснить отличие приёма исполнения
приёма
«нон легато» от «легато» и области их
исполнения
применения в песне. Отработка приёма «нон
«Non
легато» в песне «Дорога добра» 2 куплет.
legato» (нон
легато) от
«legato»
(легато).
Работа с
Объяснить особенность исполнения
минусовой
под минусовую фонограмму, в которой
фонограммой
задан определённый темп
«Дорога добра» разучивание 3 куплета.
Соединить всю песню. Пропеть песню под
фонограмму

10

Обобщающий
урок.
Чередование
приёмов
звуковедения в
одной песне.

11

подголосочное
многоголосие

12

Остинато в
песне

13

Движение
параллельным
и терциями

9

Повторение всех понятий и разученных
песен.
Вспомнить особенности основных приёмов
звуковедения: легато, нон легато, стаккато,
применять их чередование при разучивании
песни.
«Песенка ослика» - разучивание 1 куплета.
Объяснение исторических корней пения
русских народных песен с использованием
подголосочного многоголосия; примеры
звучания многоголосия в записи
«Песенка ослика» - разучивание 2 куплета.
Понятие «многоголосие»повторить, Понятие-остинато, пример
звучания в записи
«Странное дело»- разучивание 1 куплета с
остинато
Понятие «Движение параллельными
терциями». Объяснить причину большой
востребованности данного приёма в
вокальной музыке.
Распевание параллельными терциями.
«Странное дело»- разучивание 2 куплета.
Припев -

14

Канон как
один из видов
многоголосия.

15

Обобщающий
урок.

16

Ансамбль в
партии при
многоголосии

17

Гармонически
й слух.

18

Чередование
приёмов
звуковедения
в
разнохарактер
ной песне
Чистота
интонации при
движении
мелодии
скачками
Работа над
образом

19

20

21

22

23

Выработка
хорошего
слухового
контроля в
партии.
Создание
разнохарактер
ного образа в
песне.

«Лирический
образ» в песне

Работа по голосам.
Повтор понятия «канон», как одного из
видов многоголосия и его характерных
особенностей.
«Слышишь песню у ворот» - повтор,
отработка .
«Белая дорожка»- разучивание 1 куплета.
Повторение пройденного, подготовка к
новогоднему празднику. Повтор песни
«Белая дорожка» «Белая дорожка»разучивание 2,3 куплетов.
Повторение понятия «ансамбль в партии»
роль ансамбля при исполнении
многоголосия.
«У моей России» соединение 2х
голосного фрагмента. Повтор новогодних
песен.
Понятие гармонического слуха, важной
роли его развития при пении многоголосия.
«Слышишь песню у ворот» а
capella. Контроль за чистой интонацией.
Вспомнить особенности основных приёмов
звуковедения: легато, нон легато, стаккато,
применять их чередование при разучивании
разнохарактерной песни
«21 век» прослушивание, приёмы звуковедения разучивание 1 куплета и 1припева
«21 век» отработка чистоты интонации
среднего эпизода в медленном темпе в
пунктирном ритме.
Создание «строгого, поучительного» образа
в припеве путём грамотной фразировки,
акцентов и приёма «нон легато»
Значение слухового контроля для чистоты
интонации в процессе разучивания
произведения
«21 век» разучивание 2 куплета и 2припева,
следя за чистотой интонации.
Практическая работа над созданием
музыкального образа в песне, с
использованием известных средств
музыкальной выразительности и приёмов
исполнения.
«21 век» соединить всё в умеренном темпе,
следя за сменой приёмов исполнения
разных частей песни.
«Лирический образ» в песне – круг образов
и используемых средств музыкальной
выразительности и приёмов исполнения.

24

Кантилена в
песне

25

Чистота
интонации при
движении
параллельным
и терциями в
упражнениях
Слуховой
контроль,
как основа
чистотой
интонации при
пении
многоголосия
Развитие
внутреннего
слуха (теория,
упражнение)

26

27

28

29

30

31

32

Развитие
внутреннего
слуха
(выработка
навыка в
упражнениях)
Развитие
внутреннего
слуха
в движении
параллельным
и терциями
Выстраивание
фразировки на
основе
текстовой лог
ики
Значение
акцента в
движении
мелодии
скачками
Значение
чёткой дикции

«Мама»- разучивание 1 и 2 куплетов,
пение с минусовой фонограммой
Объяснение понятия «Кантилена» как
музыкальный образ, используемых средств
музыкальной выразительности и приёма
исполнения на легато .
«Дай мне руку» - разучивание 1куплет и
припев по голосам разучивание.
Практическая работа над развитием навыка
слухового контроля за чистотой интонации
при движении параллельными терциями в
упражнениях
«Дай мне руку» припев соединить 2х
голосие, отработка чистоты интонации.
Практическая работа над развитием навыка
слухового контроля за чистотой интонации
при пении многоголосия.
«Дай мне руку» разучивание 2куплета,
соединить всё.
Понятие внутренний слух, как умение
слышать звуки не пропевая их. Значение
развития данного навыка Пение звукоряда с
пропеванием некоторых ступеней про себя
«Прощай, начальная школа» разучивание 1
куплета, припев
Пение звукоряда скачками с возвращением
на 1 ступень лада с пропеванием
некоторых ступеней про себя
«Прощай, начальная школа» 2 куплет
Пропевание звукоряда
2х голосно в терцию
вверх и вниз с пропуском некоторых
ступеней.
«Прощай, начальная школа» 3 куплет,
соединить всё.
Работа над выстраиванием фразировки в
песне
«Прощай, начальная школа», работа с
минусовой фонограммой.
Объяснение способов преодаления
сложности исполнения мелодии со скачком.
«Добрые сказки» разучивание 1 куплета и
припева с использованием акцентов в
скачках.
«Добрые сказки» разучивание 2 куплета,
соединить всё. Дикционная работа. Пение с

33

и артикуляции
в мелодии со
скачками.
Подготовка к
отчётному
концерту
Обобщающий
урок

минусовой фонограммой.
Вспомнить песни: «Дай мне руку», «Точка,
точка, запятая», р Песенка о дружбе»,
«Прощай, начальная школа», добрые
сказки».работа над образом, пение с
минусовой фонограммой

Учебно-методическое обеспечение
1. М. Щетинин «Стрельниковкая дыхательная гимнастика для
детей», методическое пособие 2005 г.;
2. О.Ступина «Основы вокально-хоровой работы», ГАОУ ДПО
«Институт развития образования и социальных технологий» Курган
2011 г.;
3. В. Соколов «Школа хорового пения» выпуск1 Москва «Музыка»
1986 г.;
4. В. Соколов «Школа хорового пения» выпуск2 Москва «Музыка»
1987 г.
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
1.
Методические, нотные пособия по вокалу, сборники
произведений для вокальных ансамблей;
2.
Наличие постоянного оборудованного места для проведения
занятий;
3.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
4.
Шумовые инструменты;
5.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3;
6.
Записи выступлений, концертов;
7.
Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти