ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УМНИКИ И УМНИЦЫ" Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. . Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что: 2 · в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; · анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; · конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика. Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования. Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. Вид программы. Модифицированная Формы занятий: • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо 3 было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УМНИКИ И УМНИЦЫ" Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Задачи программы. 1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. 2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. 3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. 4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности». 5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; • формирование и развитие общеучебных умений и навыков. • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. развитие речи. Воспитывающий аспект • воспитание системы нравственных межличностных отношений. 4 Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Принципы построения программы. 1) системность: задания располагаются в определённом порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объёма материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. Возраст детей, участвующих в реализации программы: Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135-136 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Выделены следующие разделы. Раздел 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Главное и существенное. Сравнение. Признаки разных предметов. (4 ч.) Раздел 2.Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Выделение закономерностей. Ориентировка в пространстве. Сравнение и классификация предметов и явлений. Логическипоисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.) Раздел 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.) 5 Раздел 4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (4 ч.) Раздел 5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (3 ч.) Раздел 6. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Развитие пространственного воображения. (3 ч.) Раздел 7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие быстроты реакции. Логическипоисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (4 ч.) Раздел 8. Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. (8 ч.) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Ожидаемые результаты. Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты • Целостное восприятие окружающего мира. • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. 6 • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. •Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы». Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: 7 - Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); - Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; - Итоговый контроль в формах: • тестирование; • практические работы; • творческие работы; • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знаниянезнания». Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • • • • • • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру. Критерии оценки результатов тестов. 80 – 100% - высокий уровень освоения программы; 60-80% - уровень выше среднего; 50-60% - средний уровень; •30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% - низкий уровень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Название раздела 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие быстроты реакции. Тренировка внимания. Развитие мышления. Общее количество часов по программе 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов 1 Учи.руhttps://uchi.ru/ 5 http://schoolcollection.edu.ru/ 5 http://schoolcollection.edu.ru/ 5 Учи.руhttps://uchi.ru/ 5 Учи.руhttps://uchi.ru/ 5 5 http://schoolcollection.edu.ru/ Учи.руhttps://uchi.ru/ 2 Учи.руhttps://uchi.ru/ 33 8 2 КЛАСС № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Кол-во часов 4 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 2 Развитие концентрации внимания 4 3 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие слуховой памяти 4 4 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 4 5 Развитие аналитических способностей 3 6 Совершенствование воображения 3 7 Развитие логического мышления. 4 8 Тренировка внимания. Развитие мышления. 8 Общее количество часов по программе Электронные (цифровые) образовательныересурсы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ 34 3 класс Кол-во часов 5 5 Электронные (цифровые) образовательныересурсы http://schoolcollection.edu.ru/ № Раздел 1. 2. Задания повышенной сложности Развитие концентрации внимания Нестандартные задачи 3. Тренировка внимания 5 uchi.ru 4. Тренировка слуховой памяти 5 resh.edu.ru 5. Тренировка зрительной памяти 5 resh.edu.ru 6. Поиск закономерностей 5 uchi.ru 7. Задания по перекладыванию спичек. 4 uchi.ru Общее количество часов по программе 34 uchi.ru 4 класс № Раздел 1. 2. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления Нестандартные задачи 3. Кол-во часов 5 Электронные (цифровые) образовательныересурсы http://schoolcollection.edu.ru/ 5 uchi.ru Тренировка внимания 5 uchi.ru 4. Тренировка слуховой памяти 5 resh.edu.ru 5. Тренировка зрительной памяти 5 resh.edu.ru 6. Поиск закономерностей 5 uchi.ru 7. Тренировка внимания .Задания по перекладыванию спичек. 4 uchi.ru Общее количество часов по программе 34 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Умники и умницы» 1 КЛАСС Кол -во часо в 1 Дата изучения Виды деятельности ЭОР /цор/ 1 неделя Беседа Работа с интерактивн ой доской Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 2 неделя 1 3 неделя Практическа я http://school работа collection.e du.ru Учи.руhtt Работа в ps://uchi.r группах u/ 1 4 неделя Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Конструирование 1 5 неделя 1 6 неделя Викторина 1 7 неделя Работа с https://edu cation.yan интерактивн dex.ru ой доской Практическа я работа Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных 1 8 неделя Олимпиада Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 1 9 неделя https://edu cation.yan dex.ru 1 10 неделя Интеллектуа льная игра «Созвездие умников» Творческая мастерская № Тема занятия 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работа с интерактивн ыми карточками. Практическа я работа Беседа Творческая мастерская Учи.руhtt ps://uchi.r u/ http://school collection.e du.ru Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Учи.руhtt ps://uchi.r 10 11 12 13 14 операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конструирование Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Конструирование Выставка отчет Беседа Работа в группах u/ 1 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя Интеллектуа льная игра «Своя игра» Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 1 14 неделя Практическа я работа Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Конкурсы Работа с интерактивн ыми карточками Виртуальная экскурсия https://edu cation.yan dex.ru Работа в парах Практическа я работа Работа в компьютерн ом классе https://edu cation.yan dex.ru http://school collection.e du.ru Практическа я https://edu cation.yan работа dex.ru 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 15 неделя 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Конструирование 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 1 19 неделя Олимпиада Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 1 20 неделя Творческая мастерская http://viki. rdf.ru/ 1 21 неделя Практическа я Учи.руhtt ps://uchi.r работа u/ Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 22 неделя https://edu Беседа Коллективна я cation.yan dex.ru работа 17 18 19 20 21 22 Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 11 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 23 неделя Исследовате льская работа в творческих группах http://www. nachalka.co m/bibliotek a 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Конструирование 1 24 неделя Творческие проекты edsoo.ru 1 25 неделя Работа с интерактивн ой доской Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 1 26 неделя Виртуальная экскурсия Математиче ский марафон http://viki. rdf.ru/ 1 27 неделя 1 28 неделя 29 Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 29 неделя Творческие проекты http://www. nachalka.co m/bibliotek a 30 Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи. Конструирование 1 30 неделя Игра – соревновани е «Самый умный» Учи.руhtt ps://uchi.r u/ 1 31 неделя Исследовате льская работа https://edu cation.yan dex.ru 1 32 неделя Практическа я edsoo.ru работа Работа с интерактивн ыми карточками 25 26 27 28 31 32 Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Практическа я работа https://edu cation.yan dex.ru 12 33 Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 33 неделя Интеллектуа льный марафон Учи.руhtt ps://uchi.r u/ Итого 33 часа 2 класс (1 час в неделю) Колво часов 1 Дата изучения ЭОР, ЦОР 1 неделя Единая коллекция цифровых образовательных Групповая, ресурсов: фронтальная, http://schoolcollection.edu.ru/ самоконтроль Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 2 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru 1 3 неделя Единая коллекция цифровых образовательных Групповая, ресурсов: фронтальная, http://schoolcollection.edu.ru самоконтроль Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 4 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 5 неделя Единая коллекция цифровых образовательных Групповая, ресурсов: фронтальная, http://schoolcollection.edu.ru самоконтроль Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 6 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Фронтальная http://schoolcollection.edu.ru/ № Тема занятия п/п 1 2 3 4 5 6 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Форма проведения Фронтальная Беседа 13 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 7 неделя Единая коллекция цифровых образовательных Групповая, ресурсов: фронтальная, http://schoolcollection.edu.ru самоконтроль Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 8 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 9 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ 1 10 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Фронтальная 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 11 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Беседа 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 12 неделя 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Единая коллекция Беседа,рисунок цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 13 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 14 неделя Единая коллекция Беседа,рисунок цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru 7 8 9 13 14 Беседа 14 15 16 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 15 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 16 неделя Единая коллекция Беседа цифровых образовательных ресурсов: http://school- collection.edu.ru 17 18 19 20 21 22 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 17 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 18 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 19 неделя Единая коллекция Групповая цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 20 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 21 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 22 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Беседа Сценка 15 23 24 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 23 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 24 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ 1 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 25 неделя Единая коллекция Беседа цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru 1 26 Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 26 неделя Единая коллекция Проект цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи 1 27 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru/ Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек 1 28 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания.Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 29 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru 1 30 неделя Единая коллекция Беседа цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/ 27 28 29 30 Беседа 16 31 32 33 Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 31 неделя Единая коллекция Групповая, цифровых образовательных фронтальная, ресурсов: самоконтроль http://schoolcollection.edu.ru Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 32 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 33 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school- Проект Групповая collection.edu.ru 34 Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи 1 34 неделя Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru Групповая 3 КЛАСС № Тема Кол-во часов Дата Виды деятельности ЭОР 1. Выявление уровня развития 1 познавательных процессов у третьеклассников. (Вводный урок) 1 неделя Беседа Работа с интерактивной доской uchi.ru 2. Развитие внимания. 1 2 неделя Практическая работа uchi.ru 1 3 неделя Работа в группах uchi.ru 1 4 неделя Работа с интерактивными карточками. Практическая работа uchi.ru концентрации Тренировка Развитие мышления. внимания. Нестандартные задачи. 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Нестандартные задачи. 4. Тренировка памяти. зрительной Развитие мышления. Нестандартные задачи. 17 5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 6. Совершенствование воображения. Задания перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 7. 1 5 неделя Беседа Творческая мастерская uchi.ru 1 6 неделя Викторина презентация 1 7 неделя Работа с интерактивной доской Практическая работа resh.edu.ru 1 8 неделя Олимпиада resh.edu.ru памяти. 1 9 неделя Интеллектуальн ая resh.edu.ru игра «Созвездие умников» 1 10 неделя Творческая мастерская Выставка - отчет yaklass.ru 1 11 неделя Беседа Работа в группах yaklass.ru 1 12 неделя Практическая работа resh.edu.ru 1 13 неделя Интеллектуальн ая игра «Своя игра» uchi.ru по Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 8. Развитие внимания. концентрации Развитие мышления. Тренировка внимания. Нестандартные задачи. 9. Развитие слуховой Развитие мышления. Нестандартные задачи. 10. Тренировка памяти. зрительной Развитие мышления. Нестандартные задачи. 11. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 12. 13. Совершенствование воображения. Задания перекладыванию спичек. Нестандартные задачи. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. по Нестандартные задачи. 18 1 14 неделя Практическая работа uchi.ru памяти. 1 15 неделя Конкурсы Работа с интерактивными карточками yaklass.ru 1 16 неделя Виртуальная экскурсия yaklass.ru 1 17 неделя Работа в парах Практическая работа yaklass.ru 18. Совершенствование воображения. 1 Задания по перекладыванию спичек. 18 неделя Работа в компьютерном классе uchi.ru 19. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 19 неделя Олимпиада uchi.ru 1 20 неделя Творческая мастерская uchi.ru 1 21 неделя Практическая работа uchi.ru памяти. 1 22 неделя Беседа Коллективная работа Презентация 1 23 неделя Исследовательск ая работа в творческих группах yaklass.ru 14. Развитие внимания. концентрации Нестандартные задачи. 15. Развитие слуховой Развитие мышления. Нестандартные задачи. 16. Тренировка памяти. зрительной Развитие мышления. Нестандартные задачи. 17. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Нестандартные задачи. 20. Развитие внимания. концентрации Развитие мышления. Нестандартные задачи. 21. Тренировка Развитие мышления. внимания. Нестандартные задачи. 22. Тренировка слуховой Развитие мышления. Нестандартные задачи. 23. Тренировка памяти. зрительной Развитие мышления. Нестандартные задачи. 19 24. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 24 неделя Творческие проекты yaklass.ru 1 25 неделя Работа с интерактивной доской yaklass.ru 1 26 неделя Виртуальная экскурсия Математический марафон yaklass.ru 1 27 неделя Нестандартные задачи. 25. 26. Совершенствование воображения. Задания перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. по Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 27. Развитие внимания. концентрации resh.edu.ru Практическая работа Развитие мышления. Нестандартные задачи. 28. Тренировка Развитие мышления. внимания. 1 28 неделя resh.edu.ru Нестандартные задачи. 29. Тренировка слуховой памяти. 1 29 неделя Творческие проекты resh.edu.ru 1 30 неделя Игра – соревнование «Самый умный» resh.edu.ru 1 31 неделя Исследовательск ая работа uchi.ru Развитие мышления. Нестандартные задачи. 30. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 31. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 32. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1 32 неделя Практическая работа Работа с интерактивными карточками uchi.ru 33. Анализ работ. 1 33 неделя Интеллектуальн ый марафон Презентация 20 34. Анализ работ. 1 Общее количество 34 34 неделя Беседа Работа с интерактивной доской Презентация 4 КЛАСС № Тема Кол-во часов Дата 1. Диагностика уровня развития познавательных процессов у четвероклассников. 1 1 неделя 2. Логические задачи на развитие способности рассуждать 1 2 неделя 3. Тренировка внимания. 1 4. Мозговая гимнастика. 5. Виды деятельности ЭОР Беседа Работа с интерактивной доской Практическая работа uchi.ru 3 неделя Работа в группах uchi.ru 1 4 неделя Работа с интерактивными карточками. Практическая работа uchi.ru «Шапка для размышлений». 1 5 неделя Беседа Творческая мастерская uchi.ru 6. Поиск закономерностей. 1 6 неделя презентация 7. Игра «Умники и умницы».. 1 7 неделя 8. «Это интересно!» 1 8 неделя Работа с интерактивной доской Викторина Практическая работа Работа с интерактивными карточками. Практическая работа 1 9 неделя Творческая мастерская Выставка - отчет resh.edu.ru 9. Работа со спичками uchi.ru resh.edu.ru resh.edu.ru 10. Логические задачи. 1 10 неделя Олимпиада uchi.ru 11. «Закодированное слово». 1 11 неделя Беседа Работа в группах yaklass.ru 21 12. Ира «Найди фигуру». 1 12 неделя Интеллектуальн ая игра resh.edu.ru 13. Поиск закономерностей. 1 13 неделя uchi.ru 14. Игра «Фантазёр». 1 14 неделя Практическая работа Интеллектуальн ая игра 15. Разгадывание ребусов. 1 15 неделя Конкурсы Работа с интерактивными карточками yaklass.ru 16. «Весёлые вопросы». 1 16 неделя Виртуальная экскурсия yaklass.ru 17. Игра «Умники и умницы». 1 17 неделя Интеллектуальн ая игра yaklass.ru 18. Игра «Внимание». 1 18 неделя uchi.ru 19. Измени свойство. 1 19 неделя Работа в компьютерном классе Творческая мастерская 20. Игра «Так же, как…» 1 20 неделя uchi.ru 21. Работа с изографами 1 21 неделя 22. Математический марафон. 1 22 неделя Практическая работа Беседа Коллективная работа Олимпиада 23. Вопросы – загадки 1 23 неделя 24. Игра «Выполни просьбы букв». 1 24 неделя 25. Поиск закономерностей. 1 25 неделя 26. Игра «Умники и умницы». 1 26 неделя 27. Логические задачи. 1 27 неделя Посмотри и дополни 28. Что? Где? КОГДА? 1 28 неделя 29. Работа со спичками. 1 29 неделя uchi.ru uchi.ru Презентация uchi.ru Исследовательск ая yaklass.ru работа в творческих группах Творческие yaklass.ru проекты Работа с интерактивной доской Математический марафон yaklass.ru Практическая работа resh.edu.ru Игра – соревнование Творческие проекты resh.edu.ru yaklass.ru resh.edu.ru 22 30. Литературная викторина. 1 30 неделя Конкурсы Работа с resh.edu.ru интерактивными карточками Игра «Лабиринт». 31. Логические задачи. 1 31 неделя Практическая работа Работа с интерактивными карточками 32. Литературная викторина. 1 32 неделя Интеллектуальн ый uchi.ru марафон 33. Логические задачи. 1 33 неделя Практическая работа Презентация 34. Игра «Самый умный». 1 34 неделя Игра – соревнование «Самый умный» Презентация Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. Общее количество uchi.ru 34 23 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебно – методическая литература для учителя • Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2022 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей; методическое пособие для 1 класса; • Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2022 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей; методическое пособие для 2 класса; • Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2022 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей; методическое пособие для 3 класса; • Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2022 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей; методическое пособие для 4 класса 1. Компьютер (для учителя) 2. Проектор 3. Экран ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru 2. Образовательный портал «Учеба». –: www.uroki.ru, РЭШresh. ru edu.ru uchi.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Компьютер (для учителя) 2. Проектор 3. Экран 24