Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от18.08.2017 № 09-1672; • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; • основной образовательной программы. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Предполагаемые результаты курса Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: • понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; • понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; • • • • • • • • ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в 1 классе/34 часа в год во 2-4 классах. Содержание курса внеурочной деятельности В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личн ости будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам. Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий Трек «Орлёнок – Эрудит»– 4 занятия Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. 1 «Кто такой эрудит?» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб. 2 «Эрудит – это...» Работа с конвертом копилкой трека Орлёнок – Эрудит» Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки 3 «Всезнайка» Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Повторение материала 4 «Встреча синтересным эрудитом – книгой» Выход в библиотеку (районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку Познавательная, Проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Посещение библиотеки Работа с книгой Трек «Орлёнок – Доброволец»– 3 занятия Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра. 1 2 3 Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов. Работа с символом Трека «Орлёнок – Доброволец» Кругом Добра «Спешить на Важно с детьми прийти к пониманию того, что в их силах помощь делать добрые дела. Вместе их безвозмездн придумать, обсудить, решить, о» что можно сделать уже в ближайшее время. Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» - Кругом Добра «Доброволец– Встреча с гостем, который это доброе достиг успехов в области добровольчества. Работа с сердце» символом трека «Орлёнок – Доброволец» - Кругом Добра Дополняют «Классный круг» «От слова к делу» Познавательная, Проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. Познавательная, Проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участвуют в игре; решение кейсов; создание «Классного круга добра»; танцевальный флешмоб. Познавательная, Проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое Встреча с волонтером; интервью - беседа. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера в рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. 1 «Мастер – это...» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, досуговоразвлекат ельная, художественное творчество, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Прослушивание стихотворения; просмотр мультфильма; обсуждение вопросов; изготовление оригами; танцевальный флешмоб. 2 «Мастерска я Деда Мороза...» Реализуем нашу идею (учитель выстраивает занятие на основе этапов коллективно- творческой деятельности). *Работа со шкатулкой трека «Орлёнок – Мастер» В шкатулку вкладываем итоги дела – анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят. Познавательная, досуговоразвлекат ельная, художественное творчество, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Отгадывание загадок; деление на группы; танцевальный флешмоб 3 «Класс мастеров» Основной посыл данного занятия – реализация идей по украшению класса или классной ёлки, знакомство с историей новогодних игрушек в России, праздника Нового года в целом. Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Реализация идей по украшению класса/классной ёлки; знакомство с историей новогодних игрушек 4 «Классная ёлка» Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими силами, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивают Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традициями. Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Украшение классной ёлки; знакомство с историей Нового года. 5 «Новогоднее настроение» Занятие – подведение итогов трека. Смотрят видеоролик / слайдшоу, демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями. Работа с символом трека – Шкатулкоймастера. В шкатулку вкладываем (например) идеи набудущий год. Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео анализ результатов; составление опорной схемы. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период 1 «Утро мы начнём с зарядки» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение, физкультурноспо ртивная. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Танцевальная зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах. 2 «Сто затей для всех друзей» Актуализация полезности физкультминуток на уроках и переменах, предложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть. Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Весёлая Физкультминутк; обсуждение вопроса; участие в подвижных играх; встреча с ЗОЖиком; танцевальная зарядка. 3 «Весёлые старты» Спортивные соревнования. Используем плакаты, Кричалки. *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные игры для всех: и для спортсменов, и для болельщиков, и для судей, и для зрителей Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участие в весёлых стартах; проба спортивных ролей детьми. 4 «Самые спортивные ребята моей школы» Встреча – подарок с выдающимися спортсменами школы (3-4 действующими учениками спортсменами школы). Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть талантливым спортсменом, какие награды можно получить, о тех российских спортсменах, которые являются примером не только для них, но и для многих таких же ребят. Познавательная, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание рассказа спортсмена школы интервью беседа со спортсменами 5 «Азбука здоровья» Подведение итогов. Дети рассматривают фото или видео, как проходил трек, по опорной схеме анализируют и дополняют правила организации подвижных игр, проигрывают новую игру Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. 1 «Орлёнок – хранитель историческо й памяти» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – ндивидуальное, групповое, фронтальное Обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и исторических ценностях региона/страны; историческое фотографирование. 2 «История школы – моя история» Данное занятие позволяет обучающимся ощутить себя как ученика именно этой школы, носителя идей, традиций школы, в которой обучаются – самоидентификация себя как ученика школы Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное 3 «Поход в музей» Занятие посвящено знакомству с Познавательная, музеями – школьным, Проблемноценнос тноеобщение. городским, районным. Взаимодействие – групповое 4 «Историческ К ребятам в класс приходят ое чаепитие» наставники и учитель истории старших классов (экскурсоводкраевед, историк, родитель знаток истории). Познавательная, Проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. Пение в караоке; участие в игре путешествии; подведение итогов через игровой приём. Экскурсия Чаепитие; встреча с приглашёнными гостями Трек «Орлёнок – Эколог» – 3 занятия Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 1 «ЭКОЛОГи Я»«Каким должен быть настоящий эколог?» Введение в тему. Мотивация, целеполагание Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»:лексическая работа– значения новых Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное 2 «В гости к природе» Данное занятие отводится для Познавательная, экскурсии (в ботанический сад, в Проблемноценнос лес, в музей). тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Словесная игра; подвижная игра; сбор рюкзачка эко лога; участие в игре; просмотр мультфильма Экскурсия 3 «Орлята – экологи» Подводим итоги. Организация просмотра слайд-шоу или видео о том, как проходил трек, обсуждение того, как проходил трек, делают выводы об экологической культуре и поведении. *Работа с символомтрека – Рюкзачкомэколога: дополняемсобытиями и именамиребят, которые, помнению класса, были лучшими в треке. Познавательная, Проблемноценнос тноеобщение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео; просмотр мультфильмов. Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. 1 «Лидер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участие в игре; заполнение чеклиста. 2 «Я хочу быть лидером» Обсуждение: кто может быть лидером? для чего быть лидером? Познавательная, игровая, проблемноценнос тное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии. 3 «С командой Данное занятие подразумевает выход за пределы класса. На действую» большой просторной территории Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра на командообразовани е по станциям «Команда». классный коллектив будет проходить испытания, направленные на сплочение и командообразование. 4 «Как становятся лидерами?» Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер» Познавательная, проблемноценнос тное общение Взаимодействие – групповое, фронтальное. Встреча; прессконференция Календарно - тематическое планирование 1 класс Сроки проведения Тема Количество часов ЦОР ЭОР Подготовительный этап к участию в Программе 1 Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» 1 2 «Мы будем друзьями в классе» 1 3 «Волшебные слова дружбы. Правила настоящих друзей» 1 4 Вводный Орлятский урок 1 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg 5 «Орлёнок-Эрудит» «Кто такой эрудит?» 1 6 «Эрудит – это…» 1 https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw 7 «Всезнайка» 1 https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q Танцевальный флешмобом «Что такое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ 8 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1 Танцевальный флешмобом «Что такое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ «Орлёнок – Доброволец» 9 «От слова к делу» 1 10 «Спешить на помощь безвозмездно» 1 11 «Доброволец – это доброе сердце» 1 https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ «Орлёнок – Мастер» 12 «Мастер – это…» 1 Стихотворение С. Маршака «Мастерломастер»или просмотр мультфильма по стихотворению. https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA 13 «Мастерская Деда Мороза …» 1 https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA 14 «Класс мастеров» 1 15 «Классная ёлка» 1 16 «Новогоднее настроение» 1 «Орлёнок – Спортсмен» https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q 17 «Утро мы начнём с зарядки» 1 18 «Сто затей для всех друзей» 1 19 «Весёлые старты» 1 20 «Самые спортивные ребята моей школы» 1 21 «Азбука здоровья» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 22 «Орлёнок – хранитель исторической 1 памяти» 23 «История школы – моя история» 1 24 «Поход в музей» 1 25 «Историческое чаепитие» 1 «Орлёнок – Эколог» 26 «ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?» 1 27 «В гости к природе. Мы друзья природе» 1 28 «Орлята – экологи» 1 https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw https://disk.yandex.ru/client/disk «Орлёнок – Лидер» 29 «Лидер – это…» 1 30 «Я хочу быть лидером!» 1 31 «С командой действую!» 1 32 «Как становятся лидерами?» 1 Подведение итогов 33 Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 ИТОГО 33 фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g Содержание курса внеурочной деятельности для 2-4 классов 1. Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, чтоявляется необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённостиклассного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения иосуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. 3. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Календарно - тематическое планирование 2 класс Сроки проведения Тема Количество часов ЦОР ЭОР 1 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg Старт программы 1 Вводный Орлятский урок «Орлёнок – Лидер» 2 «Лидер – это…» «Я могу быть лидером» 1 1 3 «Как стать лидером?» «С командой действовать готов!» 1 4 «Верёвочный курс» «КЛАССный выходной» 1 5 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» 1 фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ – конвертом копилкой «Эрудита» https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw «Орлёнок-Эрудит» 6 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит…» 1 https://orlyatarussia.ru/extracurricularactivities 7 «Развиваемся, играя!» «ВоображариУМ» 1 8 «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» 1 9 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossiitrek-erudit «Орлёнок – Мастер» 10 «Мастер – это…» «Мастерами славится Россия» 1 11 «От идеи – к делу!» «Город Мастеров» 1 12 «В гости к мастерам» КТД «Классный театр» 1 13 «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/19002 1/682575/? ysclid=llokep8qay493518882 https://m.vk.com/orlyata_rus Подведение промежуточных итогов 14-15 Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 2 «Орлёнок – Доброволец» 16 «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 17 КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1 18 КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» 1 19 «Добровольцем будь всегда» «Портрет добровольца» 1 легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po-drugomu/korobkahrabrosti «Орлёнок – Спортсмен» 20 «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Должен быть режим у дня» 1 21 «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» 1 22 «Готовимся к спортивным состязаниям» 1 м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/5WnFzicng7-3A https://m.vk.com/orlyata_rus Спортивная игра «У рекордов наши имена» 23 «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» 1 «Орлёнок – Эколог» 24 «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 25 «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» 1 26 «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» 1 27 Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 1 28 «Шагая в будущее – помни о планете» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 29 «Орлёнок – Хранитель 1 исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» 30 «Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны» Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 31 «Знать, чтобы хранить» «Историческое чаепитие» 1 32 «Расскажи мне о России» 1 33 «Я – хранитель, мы – хранители» 1 Подведение итогов 34 ИТОГО Подведение итогов участия впрограмме в текущем учебном году 1 34 https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми- мишки «Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему мультфильм «Мальчик и Земля видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/ https://m.vk.com/orlyata_rus Календарно - тематическое планирование 3-4 класс Сроки проведения Тема Количество часов ЦОР ЭОР https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg Старт программы 1 Вводный «Орлятский урок» 1 1 2 «Орлёнок – Лидер» «Лидер – это…» «Я могу быть лидером» 3 «В команде рождается лидер» «КЛАССный выходной» 1 4 «От идеи – к делу» КТД «Вместе мы сможем всё» 1 5 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» 1 1 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus «Орлёнок-Эрудит» 6 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит…» 1 7 «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» 1 8 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» 1 9 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» 1 Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig Презентация «10 великих изобретений русскихучёных» «Орлёнок – Мастер» 10 «Мастер – это…» «Мастерами славится Россия» 1 11 «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 1 12 «От идеи – к делу!» КТД «Мастер своего дела» 1 13 «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Подведение промежуточных итогов 14-15 Игра по итогам 3-х треков: 2 Презентация учителя о 10 самых известных мастерахродного края России https://m.vk.com/orlyata_rus «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» 16 «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 17 КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1 18 Подготовка КТД «От идеи к делу» КТД «Подари улыбку миру!» 1 19 «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» 1 Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2 tpmA Мультфильм о волонтёрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw «Орлёнок – Спортсмен» 20 «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» 1 21 «Мы гордимся нашими спортсменами» 1 22 «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» 1 23 Спортивная игра «Книга рекордов» 24 «Встреча-подарок» «Азбука здоровья» 1 Танец «Нука-нака» https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw Мультфильм Спортландия 1 серия https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path= wizard&parentreqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId= 106997987816168707715 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся» https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg «Орлёнок – Эколог» 25 «ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии» 1 26 «Мой след на планете» КТД «Знаю,умею,действую» 1 27 Экологическийквест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). Видео окрасоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России мультфильм «Мальчик иЗемля» 28 Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом «Шагая в будущее – помни о планете» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 29 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «Традиции моей страны» 1 30 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» «Знать, чтобы хранить» 1 31 КТД «История становится ближе» 1 32 КТД «Мы – хранители памяти» 1 33 «Расскажи мне о России» «Мы – хранители» 1 Подведение итогов 34 ИТОГО Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 34 Мультфильм «Мульти-Россия» «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников Материалы для обучающихся Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: 1. Онлайн-курс «Академия гражданина» 2. Онлайн-курс «Основы социального проектирования» 3. Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируйсРДШ)» 4. Онлайн-курс «Фотостудия с РДШ» 5. Онлайн-курс «Экологическое мышление» 6. Онлайн-курс «Совместное лидерство» 7. Онлайн-курс «В порядке» 8. Онлайн-курс «Медиашкола» Материалы для педагога Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: 1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ» 2. Онлайн-курс «Академия гражданина» (для педагогов) 3. Онлайн-курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы» 4. Онлайн-курс «Формирование гражданской идентичности у бучающихся 4-11классов» 5. Онлайн-курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда» 6. Онлайн-курс «Школа классных кураторов» 7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ» 8. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России»