1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Азбука безопасности" /далее ДООП/- социально - гуманитарная. Актуальность программы. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно-бытовыми факторами. ДООП включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр. Нормативно - правовые основы разработки программы: ДООП разрабатывается на основании нормативно-правовых документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013г.); - Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р) - Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28; «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Письма Министерство образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом и.\ особых образовательных потребностей»); - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.09.2019г. № МР-81/02вн «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»; - Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденная приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021г. № 934; - Устава, Изменений к Уставу МАУДО ДДТ МГО; - Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Малышевского городского округа, утвержденного приказом МАУДО ДДТ МГО от 10.01.2023г. № 5-од «Об утверждении локальных актов». Новизна. В основе программы лежит психолого-педагогических подход, который позволяет знакомить учащихся с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Отличительные особенности ДООП. Программа разработана совместно с педагогами общеобразовательного учреждения и имеет сетевую форму реализации образовательной программы, что обеспечивает обучающимся возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов двух организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями. Программа имеет два модуля, которые обучающиеся осваивают параллельно. Первый модуль реализуется воспитателем (педагогом дополнительного образования) общеобразовательного учреждения. Второй модуль - реализует педагог дополнительного образования МАУДО ДДТ МГО. Занятия по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Программа "Азбука безопасности" построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся младшего школьного возраста и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в образовательном учреждении, в природных условиях. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: работа с дидактическим материалом (в игровой форме); изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках). Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах. Основная цель кружковой работы в рамках ДООП "Азбука безопасности" – подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у школьника опыт безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать. Адресат ДООП: учащиеся 6,5 - 10 лет. Обучение навыкам безопасного поведения учащихся 6,5 - 10 лет и приобщение их к здоровому образу жизни необходимо осуществлять с учетом их возрастных особенностей. В этот период происходит включение учащихся в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Мышление учащихся преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются ученикам начальной школы пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение учащихся (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Наполняемость группы – 10 - 15 человек. Режим занятий: 1 модуль - 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 2 модуль - 2 раза в неделю по 1 академическому часу или 1 раз в неделю по 2 часа /занятие 45 минут, перерыв – 10 минут/. Реализация программы осуществляется поэтапно, в соответствии с целями и задачами. Каждый этап распределен по разделам, определенно количество занятий, необходимых для данного этапа работы. Объем ДООП - 108 часов. Сроки реализации – 1 год /36 недель/. Уровневость ДООП. Содержание и материал программы "Азбука безопасности" организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности представляемого материала для изучения. Программой предусмотрены два уровня сложности: 1. "Стартовый уровень", предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала по основам безопасности, сформировать у дошкольника опыт безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать её, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень" - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, призван способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формы реализации ДООП Формы обучения: очная Способы обучения • Фронтальная. • Индивидуальная. • Индивидуально-групповая. • Групповая и т.п. Виды занятий. • Рассказ с использованием презентаций. • беседы. • Познавательные занятия - решение ситуативных задач. • Рассказы (рассказ – объяснение). • Практические занятия с выходом в общественные места - работа с наглядным материалом. • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические). • Моделирование ситуаций. • Просмотры тематических видеосюжетов. • Конкурсы. • Викторины. • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка). • Экскурсии и т.д. Формы подведения результатов: Беседа, наблюдение, творческие задания, викторина, участие в конкурсах, открытое занятие и т. д. 1.2.Цели и задачи ДООП. Цели: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. Задачи. Образовательные: Развивать познавательный интерес, представления и освоение способов безопасного поведения в различных ситуациях. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др. Выработать у школьников нормы безопасного поведения, уверенность в себе. Воспитательные: Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе. Воспитывать интерес к своему организму. Воспитывать бережное отношение к: природе, животным, своему организму, окружающим предметам. Воспитывать желание помогать другим. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей. Развивающие: Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни. Продолжать развивать интерес к строению своего организма. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим. 1.3. Содержание ДООП 1 модуль № п.п. Тема занятия 1 Дорожная безопасность. 1.1 Вводное. «Единый день безопасности» 1.2 «Дорожные ловушки». 1.3 «На загородной дороге» 1.4 «Наши друзья – дорожные знаки» 1.5 Правила поведения в транспорте. 1.6 «Общественный транспорт» Маршрутные листы 2.1 «Школа - ДДТ» 2.2 «Школа - Библиотека» Акции по безопасности 2 3 Учебный план Всего Часы часов Теория Практика 6 3 3 2 1 1 5 2,5 2,5 Формы аттестации, контроля Беседа Викторина Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. Наблюдение и экскурсии. Беседа Составление маршрутных листов Акция дорожного движения. 3.1 «С заботой о старшем поколении» 3.2 «Береги себя, мама» 3.3 «Елка безопасности» 3.4 «Автокресло - детям» 3.5 «Стань заметнее на дороге!» 4 5 6 7 8 Сезонные опасности. 4.1 «Осенние опасности на дороге». 4.2 «Зимние опасности на дороге». 4.3 «Весенние опасности на дороге». 4.4 «Безопасная горка» 4.5 «Летние опасности на дороге» 4.6 «Безопасные места для детских игр в теплое время года» Игровая деятельность 5.1 Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил ». 5.2 Ситуативные игры по ПДД 5.3 Практическая игра «Дорожный этикет» 5.4 Викторина «ПДД в литературном творчестве» 5.5 Командно- игровая программа «Бежит, бежит дорога до моего порога…» Творческая деятельность 6.1 Выставка детских работ из бумаги (аппликация) «Улица, на которой я живу» Развлечения. 7.1 Праздник «Первоклассный пешеход» 7.2 Конкурс чтецов «Я за соблюдение дорожных правил» 7.3 Театрализованная инсценировка «На приеме у доктора Айболита» Спортивные мероприятия 8.1Спортивное соревнование «Веселые старты» 8.2«Ты водитель Вручение поздравительных открыток пожилым людям и мамам. Изготовление новогодних игрушек на тему БДД и украшение елки. Вручение памяток родителям Беседа. Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. Беседа. Изготовление макета безопасной горки 6 3 3 5 2.5 2.5 1 0 1 Творческое задание. Выставка детских работ 5 1 4 Театральная и игровая деятельность Творческое задание. Оценка жюри и родителей 3 1 2 Эмоциональный интерес Оценка жюри и родителей Подведение итогов. Творческое задание. Оценка выполненных заданий велосипеда»(1 час) 8.3 Спортивно развлекательная программа «Безопасное лето» ИТОГО: 33 14 19 Содержание учебного плана Раздел 1. Дорожная безопасность. (6 часов) Тема 1.1. Вводное. «Единый день безопасности» ( 1 час) Теория: Беседа о безопасности на дороге. Для чего существуют ПДД и зачем их соблюдать. Практика: Викторина по правилам дорожного движения. Просмотр короткометражных ситуаций из программы «Дорожные войны» (о водителях и пешеходах), а так же познавательные ролики о необходимости соблюдать места переходов проезжей части. Изготовление информационного листа «Единый день безопасности» Тема 1.2 . «Дорожные ловушки» (1 час) Теория: Педагог объясняет детям, что «Дорожные ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности, скрытые опасности на дороге. Практика: Решение практических задач по безопасности дорожного движения «Дорожные ситуации - «ловушки». Рассматривание иллюстраций и плакатов. Тема 1.3. «На загородной дороге» (1 час) Теория: Обсуждение таких понятий как «Дорога», «Проезжая часть», «Обочина», «Кювет», «Пешеходная дорожка». Как правильно найти места перехода дороги и железнодорожных путей. Запрещено хождение по рельсам, насыпям, запрещено играть вблизи железнодорожных путей. Практика: Педагог с детьми рассматривают дидактические картинки и иллюстрации загородной дороги, Тема 1.4 «Наши друзья – дорожные знаки» (1 час) Теория: Педагог загадывает загадки, ребенок отгадывает и показывает отгадку, отвечает на вопросы «Где находится этот знак? О чем нам говорит?» Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки. Практика: Дети выбирают любой знак и рисуют его, затем каждый имеет возможность о нем рассказать. Тема 1.5 Правила поведения в транспорте. (1 час) Теория: Педагог дает понятие «пассажиры», «общественный транспорт». Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем. Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая». Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса. Практика: сюжетно-ролевая игра. Тема 1.6 «Общественный транспорт» (1 час) Теория: Педагог зачитывает несколько отрывков из художественной литературы о безопасности в транспорте. С детьми обсуждают прочитанное. Практика: рисование сюжетов из прочитанных произведений. Раздел 2. Маршрутные листы (2 часа) Тема 2.1. «Школа - ДДТ» (1 час) Тема 2.2. «Школа - Библиотека» (1 час) Теория: беседа - вопросы «Кто является пешеходом?», «Где идут пешеходы?», «Какой стороны нужно придерживаться?», «Почему?», «Как нужно вести себя на улице?» «Правила этикета». Практика: В маршрутном листе «Школа -ДДТ» и обратно, дети совместно с педагогом отмечают наиболее безопасный путь и отмечают наиболее опасные места. Раздел 3 . Акции по безопасности дорожного движения. (5 час) Тема 3.1: «С заботой о старшем поколении» (1 час) Теория: беседа о пожилых людях – это особая категория участников дорожного движения, которые и на дороге нуждаются в помощи и уважении. Людям старшего поколения бывает сложно ориентироваться в современной дорожной обстановке и как непросто им успеть отреагировать на возникшую угрозу. Практика: изготовление открыток - обращений к бабушкам и дедушкам о соблюдении ПДД. Тема 3.2: «Береги себя, мама» (1 час) Теория: Беседа о том, что в последнее воскресенье ноября в России отмечается праздник День матери. День Матери – прекрасная возможность уделить внимание своим мамам и согреть их своим теплом. В современном мире многим женщинам трудно представить свою жизнь без автомобиля. В этот день дети всех возрастов радуют своих мам теплыми словами и подарками. Практика: Дети поздравляют мам с праздником, желают крепкого здоровья, жизненных успехов и, конечно же, безопасных дорог Тема 3.3.«Елка безопасности» (1 час) Теория: Педагог беседует с детьми о том, что «Елка безопасности дорожного движения» – мероприятие, которое ежегодно проходит в нашей школе в новогодние праздники. Всегда производит на детей большое впечатление, ведь о правилах безопасности с ними говорит самый главный зимний волшебник – Дед Мороз. Вместе со Снегурочкой он напоминает о необходимости соблюдать осторожность при переходе через дорогу и строго выполнять правила дорожного движения во время предстоящих новогодних каникул. Практика: Изготовление новогодних игрушек на тему БДД Тема 3.4 «Автокресло - детям» (1 час) Теория: Беседа о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при правильной перевозке их в салоне автомобиля. Практика: Просмотр видеороликов «Мама, папа, купите мне детское кресло», «Пристегни самое дорогое». Вручение памяток родителям Тема 3.5 «Стань заметнее на дороге!» (1 час) Теория: Педагог рассказывает о световозвращающих элементах, о правилах ношения их на одежде, портфеле и транспорте (велосипеде, самокате, санках и т.п) . Показывает иллюстрации и познавательные видеоролики. Педагог создает проблемную ситуацию - водитель в темноте не видит пешехода. Дети решают проблему, как избежать наезда водителя на пешехода. Практика: Изготовление самодельных световозвращателей в виде цветов, машинок или светофоров (подвеска из ткани с полимерным покрытием). Раздел 4. Сезонные опасности на дороге. (6 часов) Тема 4.1 «Осенние опасности на дороге» (1 час) Теория: Педагог проводит беседу с детьми о смене погоды: чаще идут дожди, начинается листопад, раньше темнеет. Осенью ясных дней все меньше и меньше. Все это надо учитывать при переходе дороги. Главное – не спеши! Закрой зонтик, опусти капюшон. Дождь по сравнению с летящим автомобилем совсем не опасны! Осень – это короткий день и быстрое наступление темноты. Помни об этом. Даже небольшие ямы, бугры, которых вы не замечаете днем, могут стать причиной беды: оступился, упал... А вдруг это на проезжей части? Поэтому будь особенно внимателен! В темноте в непогоду нелегко и водителям – свет автомобильных фар отражается в лужах, на мокром асфальте и дезориентирует водителей. Поэтому очень важно, чтобы ребята вспомнили о светоотражающих приспособлениях. Прикрепите их на одежду, головной убор, портфель, ранец, сумку, и водитель увидит вас. Если ничего подобного нет, воспользуйтесь фонариком, освещая дорогу впереди себя. Практика: Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. Тема 4.2 «Зимние опасности на дороге» (1 час) Теория: Беседа об изменениях в природе, смены температур, влажности, природных осадках. Смена дня и ночи. Как изменяется дорожное покрытие в зависимости от погодных условий. Понимание основных терминов: «Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Практика: Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дорогах» (8 серия «Плохая погода»). Игра «Ассоциации», «Далекое и близкое». Тема 4.3 «Безопасная горка» (1 час) Теория: Педагог беседует с детьми о том, где зимой можно, а где нельзя играть и заниматься спортом. Какие опасности подстерегают пешеходов во дворе и на дороге в зимнее время? Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы». Практика: Рассматривание сюжетных картинок, дорожных ситуаций. Дети совместно с педагогом изготавливают макет безопасной горки и обыгрывают. Тема 4.4 «Весенние опасности на дороге» (1 час) Теория: Беседа о климатические особенности сезона, отрицательных факторах, влияющих на детей, возможных опасных ситуациях, правилах поведения весной. Практика: дидактические игры, просмотр презентации. Тема 4.5 «Летние опасности на дороге» (1 час) Теория: Педагог знакомит детей с летними особенностями, которые могут влиять на дорожную ситуацию: начало дождя — на грязном асфальте образуется грязевая пленка, а на раскалённом солнцем асфальте — паровая пленка, что резко уменьшает трение и сцепление автомобиля с дорожным полотном. Ливень, дождь — ухудшение видимости, уменьшение трения, скрытые лужами ямы. Вода, попадая в тормозные колодки, играет роль своеобразной смазки и сильно уменьшает эффективность работы тормозов. Туман — видимость очень плохая, при этом расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Слепящее солнце — ослепление водителя, блики на асфальте. Ураганный ветер — боковое давление на автомобиль, как следствие — резкое изменение траектории, попадание предметов на лобовое стекло — дезориентация водителя. Практика: просмотр презентации. Дидактические игры, игровые упражнения Тема 4.6 «Безопасные места для детских игр в теплое время года» (1 час) Теория: Педагог с детьми беседует о том, что дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его). Машины во дворе вашего дома тоже очень опасны. Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей Практика: Знакомство с сигналами, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Раздел 5. Игровая деятельность (5 час) Тема 5.1 Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил».(1 час) Теория: условия игры. В игре участвуют команды школьников по 5-6 человек во главе с капитаном. Команды имеют свое название. В игре используются приемы: блиц-опроса, командных заданий теоретической и практической направленности, заданий для капитанов и болельщиков. Практика: Игровая деятельность. По итогам игры команде-победителю вручаются дипломы «Лучшие знатоки дорожных правил ». Тема 5.2 Ситуативные игры по ПДД (1 час) Теория: педагог моделирует дорожную ситуацию Практика: дети отрабатываются практические навыки перехода проезжей части на учебном перекрестке в автогородке. Тема 5.3 Практическая игра «Дорожный этикет». (1 час) Теория: Беседа об ответственности пассажиров, пешеходов за нарушения Правил дорожного движения. Что такое «штраф» и предупреждение? Практика: игра: «Путешествие в страну правоведения!» Тема 5.4 Викторина «ПДД в литературном творчестве» (1 час) Теория: чтение отрывка из литературного произведения по БДД. Практика: Вопросы и ответы по содержанию. Тема 5.5 Командно - игровая программа «Бежит, бежит дорога до моего порога…» Практика: Дети в группах выполняют различные задания поэтапно: «Дорожные знаки», «Транспорт», «Дорожная разметка», «Правила безопасности на дороге». Участники и победители награждаются грамотами и сладкими призами. Раздел 6. Творческая деятельность (1 час) Тема 6.1 Выставка детских работ из бумаги (аппликация) «Улица, на которой я живу»(1 час) Теория: Педагог делит детей на 2 команды по 5-6 человек, объясняя, что каждая из них будет выполнять общую, коллективную работу. Тему работы подсказывают иллюстрации, выставленные на мольберте, - «Наша улица». Практика: выполнение работ Раздел 7. Праздники и развлечения. (5 час) Тема 7.1 Посвящение в пешеходы «Первоклассный пешеход» (2 час) Практика: Посвящение в пешеходы проходит в виде праздника с приглашением родителей. Тема 7.2 Конкурс чтецов «Я за соблюдение дорожных правил» (1 час) Практика: Дети читают стихи по БДД, жюри оценивает и награждает Тема 7.3 Театрализованная инсценировка «На приеме у доктора Айболита» (2 час) Практика: Через театральное творчество дети не только усваивают информацию по безопасности дорожного движения, но и пользуются ею в реальной жизни. Основа театрального творчества помогает сформировать и присвоить необходимые способы действий в дорожной ситуации. Использование методов театральной деятельности формирует и поддерживает эмоциональный интерес к изучению правил дорожного движения. Раздел 8. Спортивные соревнования (3 час) Тема 8.1 Спортивное соревнование «Веселые старты»(1 час) Теория: инструктаж по технике безопасности. Практика: Спортивные эстафеты с элементами дорожной безопасности. Подведение итогов, награждение. Тема 8.2 «Ты водитель велосипеда»(1 час) Теория: Беседа инструктаж о соблюдении правил вождения велосипеда и самоката. Дети знакомятся с требованиями к техническому состоянию велосипедов и самокатов. Смотрят познавательный фильм про велосипедистов. Тема 8.3 Спортивно развлекательная программа «Безопасное лето» (1 час) Теория: Беседа инструктаж о соблюдении правил вождения велосипеда и самоката. Практика: Проведение соревнований: 1 этап: Викторина по Правилам дорожного движения (ответы на вопросы). 2 этап: Эстафета – вождение самоката по большому кругу (фигурное вождение). 3 этап: Эстафета – вождение самоката по большой восьмерке. 4 этап: Эстафета – вождение самоката зигзагом (фигурное вождение) 5 этап: Эстафета – вождение по линии (проехать по мостику) 6 этап: Сюрпризный – езда на трехколесном велосипеде (как на самокате) Участники , занявшие призовые места, награждаются грамотами соответствующих степеней. 2 модуль Учебный план № п.п. Тема занятия Всего часов Часы Что такое безопасность. Вводное занятие Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 1 Теори Практик я а 0 1 10 5 5 3. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах 16 6 10 4. Твое здоровье 12 4,5 7,5 5. Правила безопасности в помещении 18 5,5 12,5 6. Правила и меры безопасности поведения в природе 14 3,5 10,5 7. Итоговое занятие. ИТОГО: 1 72 22 1 50 1. 2. Формы аттестации, контроля Беседа. Наблюдение Беседа. Наблюдение, творческое задание, викторина Беседа. Наблюдение, творческое задание, викторина, конкурс Беседа. Наблюдение, творческое задание, викторина Беседа. Наблюдение, творческое задание, викторина, конкурс Беседа. Наблюдение, творческое задание, викторина, конкурс Квест-игра. Содержание учебного плана Раздел 1. Что такое безопасность. Тема 1.1. Вводное занятие. Что такое безопасность. Беседа по ТБ? (1час) Теория: знакомство с понятиями «опасность», «безопасность» Практика: формирование с умением предвидеть опасность, находить опасные предметы, учить правила безопасного поведения. Раздел 2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (10 ч) Теория: Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация представление об опасных природных явлениях, стихийных бедствиях и их классификации. Землетрясения, цунами, наводнения, снежные лавины, ураганы, бури оползни, сели. Природные пожары. Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека.Правила безопасности на воде в разное время года. Практика: презентация на тему «Стихийные бедствия природного характера», игравикторина «Безопасное поведение при ЧС»; Творческое задание. Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение, подвижная игра «Мяч по кругу». Сюжетноролевая игра «Правила поведения на воде». Раздел 3. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (16 ч). Теория: Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители; беседа о транспорте, что бывает наземный, водный, воздушный, общественный, легковой, грузовой, специальный; виды дорог, виды перекрёстков; беседа о видах светофоров; классификация дорожных знаков; причины дорожно-транспортных происшествий; правила безопасного поведения пешехода на дорогах; правила перехода дороги: нерегулируемые и регулируемые переходы; зачем нужно знать безопасный путь из дома до школы; знакомство с правилами ПДД, регламентирующие правила безопасного поведения велосипедиста на дороге; Сигналы регулирования дорожного движения; Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте; Как вести себя с незнакомыми людьми в общественном транспорте. Практика: игра «Угадай, кто это?», сюжетно-ролевая игра "Виды транспорта", игровая программа «Я, шагая по дороге»; дидактическая игра «Подумай, отгадай»; творческая работа «Страна "Дорожных знаков"»; сюжетно-ролевые игры по ПДД; упражнение, направленное на отработку алгоритма перехода дороги (правильные повороты головы, проговаривание команд; составить безопасный маршрут "Дом - Школа - Дом"; игра" Определи ошибки"; зарисовка сигналов регулировщика. Практическая отработка сигналов регулировщика дорожного движения; игра «Какой ты пассажир?» викторина. Раздел 4. Твоё здоровье. (12 ч) Теория: Почему мы болеем Прививки от болезней; формирование представлений о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену; Уход за зубами; Уход за руками и ногами; Как уберечься от порезов, ушибов, переломов; Здоровые привычки; Как следует питаться; Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие ребенка; Практика: викторина «Что я знаю о себе?»; разработка практических советов соблюдению личной гигиены; творческая работа "Зубная страна"; практическое занятие (уход за руками), практическое задание «Вредные советы»; практическое занятие оказание первой медицинской помощи; конкурс рисунков «Правила личной гигиены»; викторина «Четвертый лишний», выпуск буклета для родителей «Правильное питание школьника»; разработка комплекса утренней зарядки; Раздел 5. Правила безопасности в помещении (18 ч) Теория: Безопасность в доме; Как могут стать опасными домашние вещи; Огонь друг или враг. Если пожар случился дома; Огонь в доме; Детские шалости с огнём; Правила личной безопасности при эвакуации при пожаре; Как обращаться с электроприборами; Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой; Запомните детки-таблетки не конфетки; Один дома; Окна, двери и балкон Практика: игра "Я вам нужен или нет"; привитие навыков аккуратного обращения с домашними предметами и вещами; привитие навыков осторожного обращения с огнём; соблюдения правил пожарной безопасности; сюжетно ролевая игра «Телефон спасения»; конкурс знатоков правил пожарной безопасности; упражнения по эвакуации из помещения; викторина «В мире электроприборов»; игра «Собери пословицу»; игра–ситуация: «Звонят в дверь»; викторина «Хорошо –плохо»; Раздел 6. Правила и меры безопасности поведения в природе (14 ч) Теория: Как люди относятся к природе? Правила и меры безопасного поведения на природе в разные временные периоды; Правила поведения во время отдыха у водоемов; Правила поведения в лесу; Полезные и опасные растения; ядовитые растения, грибы, ягоды, их токсическое действие на организм человека; Опасные насекомые; Экологическая безопасность; Практика: сюжетно - ролевая игра "Как нельзя поступать"; игра "Кто поступил правильно?";практические занятия «Собираемся на отдых»; практические занятия «Собираемся в поход», викторина «Лесной светофор»; игра «Собери правильно в корзинку лесной урожай»; викторина «Мои зеленые друзья»; игра «Осторожно я кусаюсь»; экологический Квест «Эко–ассорти», ребусы Раздел 7. Итоговое занятие Практика: квест–игра «Азбука безопасности». 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты Личностные результаты Метапредметные результаты 1. 1. Проявляют интерес к 1. Проявляют интерес и здоровому бережного отношения к образу жизни, строению своего своему организму, организма, правильному поведению 2. 2. Умеют определять в обществе, опасности и их источники, 2. Проявляют умение 3. 3. Имеют представление как бережного отношения к оказывать помощь себе и природе, животным, окружающим окружающим предметам, 3.Проявляют желание помогать другим людям. Предметными результатам 1. В познавательной сфере: - частично умеют применять способы безопасного поведения в различных ситуациях; - имеют представления о возможных опасностях, способов их избегания, способов сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы; 2. В ценностноориентационной сфере: - проявляют знание норм безопасного поведения, уверенность в себе. 3. В коммуникативной сфере: - умеют свободно общаться со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания помощи себе и другим, правил поведения в стандартных, опасных и других ситуациях. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на количество учащихся. 1. Стол ученика - 7. 2. Стул ученика - 14. 3. Доска магнитная "Азбука дорожного движения" - 1 шт. 4. 5. 6. 7. 8. Стенд по ПДД "Кажется безопасно, нет опасно!". Шкаф пристенный белый - 1 шт. Палас линолеум - 1. Макет микрорайона - 1. Модели (макеты) средств регулирования и участников дорожного движения. o Информационное обеспечение –аудио-, видео-, фото-, Интернет источники; 1. Ноутбук ASUSX541SA-XX119T 15.6”. 2. Колонки. 3.Проектор мультимедиа 4. Экран 5. Интерактивный комплекс Кинект «Играй и развивайся» 6. Интернет ресурсы: Видео фильмы; - Уроки осторожности тетушки Совы: o Бродячие животные. o Водоемы. o Электричество. o Пожарная безопасность. o Чистота в доме. - Спасик и его друзья: o Поведение дома. o Поведение в природе. o Поведение в городе. - Азбука безопасности: o Безопасное место. o Игры с огнем. o Место для купания. o Не веселые питарды. o Опасные игрушки. o Опасные сосульки. o Землетрясение. o Лесной пожар. o Один дома. o Пожар в квартире. o Безопасность в интернете. Серия" Аркадий Паровозов": o Качели, грибы, микробы. o Азбука здоровья. o Анатомия для детей. o Личная гигиена. o Быть здоровым-здорово. o Чистота - залог здоровья. ПДД- дорога в школу, o Спецмашины (2 фильма). o Планета вредных привычек. Лукоморье- пикчерз: o o o o o o Игра с огнем, Незнакомец, Где опасно играть, Острые предметы, Электрические розетки; Использование ИКТ; Презентации по темам: o Здоровый образ жизни. o Почему надо чистить зубы и мыть руки. o Гигиена питания. o Детям о правилах безопасного поведения. o Опасности в доме. o Огонь - друг, или враг. o Спички детям не игрушка. o Один дома. o Дорога в школу. o Правила поведения: в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме. o Опасности на улице, на дороге, в лесу. o Ядовитые растения. o Мультимедийная энциклопедия. o Осторожно - сосульки! o Правила поведения с газом при землетрясении. o Помощь при укусах (животных, змей, насекомых). o Помощь при дорожном происшествии. o Что такое катастрофа? o Викторина: " Хочу быть пожарным". o Чтоб не ссорить с огнем. o Первая помощь. 2.2. Кадровое обеспечение. Образовательный процесс осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, прошедший курсовую подготовку по направлению деятельности. 2.3. Методическое обеспечение Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды: различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц); настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»); дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеороликов, слайдов; стационарное место для продуктивной деятельности школьника по типу учебной зоны –стол и стул; правильное освещение; компьютер; Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру. Перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для занятий: 1. Дидактические игры: 1.1. “Законы улиц и дорог”. 1.2. “Час пик”. 1.3. “Транспорт”. 1.4. “Дорожные знаки”. 1.5. “Знаки на дорогах”. 1.6. “Светофор”. 1.7. “Мы идем и едем”. 1.8. “Ловкий пешеход”! 1.9. “Перекресток”. 1.10. “Назови знак”. 1.11. “Слушай-запоминай”. 1.12. “Угадай, какой знак”. 3. Коллекция дорожных знаков и машин. 4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”. 5. Альбом “Автотранспорт”. 6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”. 7. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки. 8. Книжки-раскраски. Способы проверки ожидаемых результатов Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями. 2.4. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы/ Диагностика с детьми школьного возраста проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май). Диагностика проводится по следующим показателям: o Имеет представления об опасности бытовых предметов (колющие, режущие и др.) o Имеет представления об опасности бытовых приборов. o Имеет представления об опасности общения с животными. o Имеет представления об улице и основных правилах поведения на ней. o Имеет представления о транспорте, об основных правилах поведения на дороге. o Имеет представления о сохранении своего здоровья. o Имеет представления о правилах поведения с близкими людьми. По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения учащимся предложенного задания: o Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого. o Средний уровень–справляется с заданием с помощью взрослого. o Высокий уровень–выполняет задание самостоятельно. В начале обучающего периода проводится стартовый мониторинг, с целью выявления навыков и способностей детей школьного возраста, в конце периода обучения проводится итоговый мониторинг. Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей младшего школьного возраста № Критерии 1 Имеет представления об опасности бытовых предметов (колющие, режущие и др.) 2 Имеет представления об опасности бытовых приборов 3 Имеет представления об опасности общения с животными 4 Имеет представления об улице и основных правилах поведения на ней 5 Имеет представления о транспорте, об основных правилах поведения на дороге 6 Имеет представления о сохранении своего здоровья 7 Имеет представления о правилах поведения с близкими людьми Итого: Система оценивания: 3 балла – высокий уровень представлений 2 балла – средний уровень представлений 1 балл – низкий уровень представлений Итоги: 21 балл высокий уровень знаний по ОБЖ. 13 – 20 баллов - средний уровень знаний по ОБЖ. Ниже 13 баллов – низкий уровень знаний по ОБЖ 2.5. Календарный учебный график № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2.5.1 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество учебных часов Количество недель в первом полугодии Количество недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Окончание учебного года Приложение 3 Количество 36 36 2 72 16 20 11 сентября 27.12-08.01 31.05 № п.п. месяц Тема занятия Всего часов Форма проведения занятия аттестации (контроля) сентябрь Вводное занятие Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях октябрь Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях Правила безопасного поведения на улицах и дорогах ноябрь Правила безопасного поведения на улицах и дорогах декабрь Правила безопасного поведения на улицах и дорогах Твое здоровье 1 5 беседа Обсуждение конкретных проблем Анализ выполненных работ 5 Решение ситуационных задач 4 Игры, тестирование 10 Решение ситуационных задач 2 Тематические дискуссии Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ 6 5. январь Твое здоровье 6 6. февраль Правила безопасности в помещении 8 7. март Правила безопасности в помещении 10 Обсуждение конкретных проблем Решение ситуационных задач Игры, тестирование Обсуждение конкретных проблем Игры, тестирование Тематические дискуссии 8. апрель 8 Обсуждение конкретных проблем 9. май Правила и меры безопасности поведения на водоёмах Правила безопасности в природе 6 Итоговое занятие. 1 Решение ситуационных задач Игры, тестирование Игры, тестирование ИТОГО: 72 1. 2. 3. 4. Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ Анализ выполненных работ 2.6. Рабочая программа (Приложение 4) 2.7. Рабочая программа воспитания. 2.7.1. Приоритетные направления в организации воспитательной работы учреждения - Гражданское и патриотическое воспитание формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. - Духовно – нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. - Физическое воспитание и культура здоровья содействует здоровому образу жизни. - Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. - Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. - Приобщение к культурному наследию формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. 2.7.2 Цель, задачи и результат воспитательной работы Цель воспитания – создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитания: - способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формирование и пропаганда здорового образа жизни. 2.7.3. Результат воспитания – ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся по трем уровням образования: - В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)— динамика усвоения знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут; - В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) развитие социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений в различных сферах жизнедеятельности; - В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приобретение школьниками опыта осуществления социально значимых дел 2.7.4. Календарный график воспитательной работы (Приложение 5) 3. Список литературы. для педагога: 1. Авдеева Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2007 г. 2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб: Речь, 2007 г. 3. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы. Психолого-педагогические заметки. М.: Чистые пруды, 2006 г. 4. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Просвещение, 2001 г 5. Бойченко Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев: Радянска школа, 1982 г. 6. Галич Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г. Омска). Омск, 2003 г. 7. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.:Просвещение,2010 г. 8. Комлева Л. А. Дорога и дети. М.: Калан, 1998 г. 9. Малашенкова В. А. Программа Природа и человек. Омск, 1994 г. 10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986 г. 11. Калашникова О. В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Волгоград: Учитель, 2006 г. 12. Сайкина Е. Г. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. СПб: Детство-Пресс, 2005 г. 13. Усачев А. Основы безопасности жизнедеятельности .М. : Астрель, 1997 г. 14. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова./ М: ТЦ Сфера, 2005 г. 15. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. М: Мир Книги,2003г. 16. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: Азбука безопасности / конспекты занятий, игры / авт. - сост. Н. В. Коломеец./Волгоград: Учитель, 2011 г. Для учащихся и родителей: 1. Шинкарюк С. А. Правила безопасности дома и на улице. СПб: Издательский дом «Литера», 2008 г. 2. Шипицына Л. М. Азбука общения. СПб: Детство-Пресс, 1998 г. 3. Белая К.Ю. Зимонина В.Н. Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. 4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения). Издательство Мозаика-синтез, 2010 г. ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: 1. numi.ru/download.php?id=35025 .Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом». 2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii3. http://summercamp.ru/index.php?title=Подвижные_игры_для_детей_младшего_возраста (7–10_лет). 1. DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2009. 2. DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2009. 3. DVD «Азбука безопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011. Приложение 6 СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКОВЦА Кружок __________, __ группа, _______ учебный год 1. АКТИВНОСТЬ БАЛЛЫ - активно включается в различные виды деятельности 5 - активен в деятельности, но включается в неё по инициативе других 4 - особой активности не проявляет, включается по необходимости 3 - пассивен, включается в деятельность под воздействием определенных стимулов 2 - уклоняется от любых видов деятельности 1 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - проявляет ответственность и добросовестность (в отношении поручения) 5 - относится добросовестно, но иногда проявляет безответственность 4 - выполняет добросовестно, если заинтересован в результате 3 - не охотно выполняет порученное, может не довести до конца 2 - относится недобросовестно и безответственно 1 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - охотно учится новому, старается понять до конца 5 - охотно учится, но не стремиться сделать что-то своё 4 - интерес к познанию не устойчив 3 - не проявляет интереса к приобретению новых знаний 2 - равнодушен к обучению 1 4.УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ КЛУБА - выступает организатором дел 5 - проявляет активность, ответственно относится к поручениям 4 - активность проявляет ситуативно 3 - характерная позиция «зрителя» или «слушателя» 2 - безразличен к делам клуба 1 5. УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ - умеет создавать и поддерживать отношения доброжелательности в коллективе - поддерживает доброжелательные отношения, но сам редко выступает инициатором их создания - неровен в отношениях с другими, иногда является источником конфликтов 5 4 3 - безразличен к взаимоотношениям в коллективе 2 - часто осложняет взаимоотношения в коллективе 1 6. УМЕНИЕ ЗАБОТИТТСЯ О ЛЮДЯХ - умеет видеть, кто нуждается в помощи 5 - проявляет готовность помочь товарищам, взрослым и младшим, помогает им 4 - оказывает помощь, но делает это без особого энтузиазма 3 - часто оказывает помощь, но если помогает, то делает это по обязанности 2 - избегает ситуации, в которой надо помочь другим людям 1 7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ - справедлив и борется за справедливость (при любых обстоятельствах) 5 - стремиться к справедливости, но вступает за неё только вслед за другими 4 - справедлив только в тех случаях, когда справедливость не оборачивается против него самого - в ряде случаев пренебрегает справедливостью, может пройти на компромисс с совестью - нередко бывает не справедливость, особенно когда ему это выгодно. Но осуждает несправедливость, а иногда поддерживает ее 8. ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ, САМООЦЕНКА 3 2 1 - всегда правильно оценивает себя и свои действия, способен к самокритике, не рисуясь при этом - в целом правильно оценивает себя и свои поступки. Самокритичен бывает не всегда. В состоянии правильно оценивать себя и свои поступки. - чаще неверно оценивает себя и свои поступки. К самокритике прибегает крайне редко - как правило неправильно оценивает себя и свои поступки 5 4 3 2 - не способен к самокритике, устраняется от нее 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ № Ф.И. п/п учащегося ПОКАЗАТЕЛИ 1 1П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2 2П 1П 3 2П 1П 4 2П 1П 5 2П 1П 6 2П 1П 7 2П 1П 8 2П 1П 2П Уровни 1 полугодие 2 полугодие Динамика Низкий уровень (03,0) Низкий уровень - __ % __ Низкий уровень ___ % __ ________ % Средний уровень (3,1-4,0) Средний уровень -__ % __ Средний уровень - ___ % __ Педагог __________ __ Высокий уровень (4,1-5,0) Высокий уровень - __ % __ Высокий уровень - ___ % __ _________ Подпись