РП Разговоры о важном

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Задачей педагога, реализующего
программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью. Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам
других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых  норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;  развитие у школьников общекультурной
компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;

2

 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;  формирование готовности к личностному
самоопределению. Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 17.08.2022 № 69676).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по
проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).

3

Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов. В 2024–2025 учебном году запланировано
проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и
позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные
занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание
должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.

4

Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и
осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это
образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного
образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы
идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей
которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию
по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
5

планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение,
образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально
значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая
правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России
в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну.
Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить
в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого члена семьи 10 о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве,
воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
6

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы
России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство
с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой
личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь
и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан
России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День
матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство –
возможность заботы и помощи животным.
7

День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину
и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость
и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать
у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших
дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства
массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. БРИКС (тема о международных
отношениях). Роль нашей страны в современном мире.
8

БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает
государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества.
Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего
мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России?
Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных
особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи
Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути.
Знакомство с проектами развития Арктики.
9

Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения
страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих
круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это
способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека
с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её
регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании
своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия –
лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных,
10

рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в
освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила
жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные
поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача
играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания
и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране,
когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от
поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
11

Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных
поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами
«Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества.
Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.

12

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и
личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, 46 патриотического
воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
13

информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты; владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание
роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи
какпоказателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
14

художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями
анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией,
представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию
и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям,
Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы;
сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России;
важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного
15

образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и
опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоциональноценностного отношения к природе; стремлениядействовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования,
духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в
обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры
положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с
людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
нормповедения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей
на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях гражданина.
16

Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и
жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,значении труда в жизни человека и
общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической
активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических
упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию
кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности
особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной и приоритетной.

17

№
п/п
1

Темы занятий
Образ будущего.
Ко Дню знаний

Количество
часов
1

Виды
Основное содержание

деятельности

Электронные ресурсы

обучающихся
Иметь позитивный образ

Познавательная

будущего – значит понимать, к чему

беседа, просмотр

стремиться, и осознавать, что это

видеофрагментов,

придаёт жизни определённость,

выполнение

наполняя её глубокими смыслами

интерактивных

и ценностями. Будущее России –

заданий, работа

это образ сильного и независимого

с текстовым

государства, благополучие которого

и иллюстративным

напрямую зависит от наших

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

действий уже сегодня.
День знаний – это праздник,
который напоминает нам
о важности и ценности
образования, которое является
основой позитивного образа

18

будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире
крайне важно учиться
на протяжении всей жизни, чтобы
идти в ногу со временем.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2

Информационное телеграфное

Познавательная

120 лет

агентство России (ИТАР-ТАСС) –

беседа, просмотр

Информационному

это крупнейшее мировое агентство,

видеофрагментов,

агентству России

одна из самых цитируемых

выполнение

ТАСС

новостных служб страны.

интерактивных

Агентство неоднократно меняло

заданий, работа

названия, но всегда неизменными

с текстовым

оставались его государственный

и иллюстративным

статус и функции – быть

материалом

Век информации.

1

https://razgovor.edsoo.ru

источником достоверной
информации о России для всего
мира.
В век информации крайне важен
навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать
и оценивать информацию,

19

распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений
3

Дорогами России

1

«Российские железные дороги» –

Познавательная

крупнейшая российская компания,

беседа, просмотр

с большой историей,

видеофрагментов,

обеспечивающая пассажирские

выполнение

и транспортные перевозки.

интерактивных

Вклад РЖД в совершенствование

заданий, работа

экономики страны.

с текстовым

Железнодорожный транспорт –

и иллюстративным

самый устойчивый и надёжный

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

для пассажиров: всепогодный,
безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
России. Профессии, связанные
с железнодорожным транспортом.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России

20

4

Путь зерна

1

Российское

сельское Познавательная

https://razgovor.edsoo.ru

хозяйство – ключевая отрасль беседа, просмотр
промышленности нашей страны,

видеофрагментов,
выполнение

главной задачей которой является интерактивных
производство продуктов питания. заданий, работа
комплекс с текстовым

Агропромышленный

России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех

и иллюстративным
материалом

россиян продовольствием, а его
мощности

позволяют

обеспечивать
всего

пшеницей

населения

треть

планеты.

Сельское хозяйство - это отрасль,
которая

объединила

в

нашего

народа

традиции

современными
роботами,
системами,

себе
с

технологиями:

информационными
цифровыми

устройствами.
21

Разноплановость

и

востребованность
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая
привлекательность
(агрохолдинги,

отрасли
фермерские

хозяйства и т. п.).
Формирующиеся

ценности:

созидательный труд
5

День учителя

1

Учитель – одна из важнейших

Познавательная

в обществе профессий. Назначение

беседа, просмотр

учителя – социальное служение,

видеофрагментов,

образование и воспитание

выполнение

подрастающего поколения.

интерактивных

В разные исторические времена

заданий, работа

труд учителя уважаем, социально

с текстовым

значим, оказывает влияние

и иллюстративным

на развитие образования членов

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

общества. Учитель – советчик,
помощник, участник

22

познавательной деятельности
школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6

Легенды о России

1

Любовь к Родине, патриотизм –

Познавательная

качества гражданина России.

беседа, просмотр

Знание истории страны,

видеофрагментов,

историческая правда, сохранение

выполнение

исторической памяти – основа

интерактивных

мировоззренческого суверенитета

заданий, работа

страны.

с текстовым

Попытки исказить роль России

и иллюстративным

в мировой истории – одна

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

из стратегий информационной
войны против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7

Что значит быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести

Познавательная

ответственность за себя, своих

беседа, просмотр

близких и свою страну.

видеофрагментов,

https://razgovor.edsoo.ru

выполнение

23

Активная жизненная позиция,

интерактивных

созидательный подход к жизни,

заданий, работа

умение принимать решения

с текстовым

и осознавать их значение,

и иллюстративным

жить в соответствии с духовно-

материалом

нравственными ценностями
общества – основа взрослого
человека.
Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою
ответственность и заботу о других.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
8

Как создать крепкую
семью. День отца

1

Семья как ценность для каждого

Познавательная

гражданина страны. Крепкая

беседа, просмотр

семья – защита и забота каждого

видеофрагментов,

члена семьи о своих близких. Образ

выполнение

крепкой семьи в литературных

интерактивных

произведениях.

заданий, работа

Преемственность поколений:

с текстовым

семейные ценности и традиции

и иллюстративным

(любовь, взаимопонимание, участие

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

24

в семейном хозяйстве, воспитании
детей).
Особое отношение к старшему
поколению, проявление
действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота
о них.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья
9

Гостеприимная

Гостеприимство – качество,

Познавательная

Россия. Ко Дню

объединяющее все народы России.

беседа, просмотр

народного единства

Семейные традиции встречи гостей,

видеофрагментов,

кулинарные традиции народов

выполнение

России.

интерактивных

Путешествие по России – это

заданий, работа

знакомство с культурой, историей

с текстовым

и традициями разных народов.

и иллюстративным

Гастрономический туризм – это вид

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

путешествий, основой которого
являются поездки туристов по
стране с целью знакомства

25

с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая
семья
10

Твой вклад в общее
дело

1

Уплата налогов – это коллективная

Познавательная

и личная ответственность, вклад

беседа, просмотр

гражданина в благополучие

видеофрагментов,

государства и общества.

выполнение

Ни одно государство не может

интерактивных

обойтись без налогов, это основа

заданий, работа

бюджета страны, основной

с текстовым

источник дохода.

и иллюстративным

Своим небольшим вкладом мы

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность,
взаимопомощь и взаимоуважение,
единство народов России

26

11

С заботой к себе

1

и окружающим

Доброта и забота – качества

Познавательная

настоящего человека, способного

беседа, просмотр

оказывать помощь и поддержку,

видеофрагментов,

проявлять милосердие.

выполнение

Доброе дело: кому оно необходимо

интерактивных

и для кого предназначено.

заданий, работа

Добрые дела граждан России:

с текстовым

благотворительность

и иллюстративным

и пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12

День матери

1

Мать, мама – главные в жизни

Познавательная

человека слова. Мать – хозяйка

беседа, просмотр

в доме, хранительница семейного

видеофрагментов,

очага, воспитательница детей.

выполнение

Материнство – это счастье

интерактивных

и ответственность. Многодетные

заданий, работа

матери: примеры из истории

с текстовым

и современной жизни.

и иллюстративным

https://razgovor.edsoo.ru

27

«Мать-героиня» – высшее звание

материалом

Российской Федерации.
Как поздравить маму в её
праздник – День матери?
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13

Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)

1

Кто такой волонтёр? Деятельность

Познавательная

волонтёров как социальное

беседа, просмотр

служение в военное и мирное

видеофрагментов,

время: примеры из истории

выполнение

и современной жизни.

интерактивных

Милосердие и забота – качества

заданий, работа

волонтёров.

с текстовым

Направления волонтёрской

и иллюстративным

деятельности: экологическое,

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение

28

14

День Героев

1

Отечества

Герои Отечества – это

Познавательная

самоотверженные и мужественные

беседа, просмотр

люди, которые любят свою Родину и

видеофрагментов,

трудятся во благо Отчизны.

выполнение

Качества героя – человека, ценою

интерактивных

собственной жизни и здоровья

заданий, работа

спасающего других: смелость

с текстовым

и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.

и иллюстративным

https://razgovor.edsoo.ru

материалом

Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
15

Как пишут законы?

1

Для чего нужны законы? Как

Познавательная

менялся свод российских законов

беседа, просмотр

https://razgovor.edsoo.ru

видеофрагментов,

29

от древних времён до наших

выполнение

дней.

интерактивных

Законодательная власть в России.

заданий, работа

Что такое права и обязанности

с текстовым

гражданина?

и иллюстративным

От инициативы людей до закона:

материалом

как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы –
к решению (позитивные примеры).
Формирующиеся ценности: жизнь
и достоинство
16

Одна страна –
одни традиции

1

Новогодние традиции,

Познавательная

объединяющие все народы

беседа, просмотр

России.

видеофрагментов,

Новый год – любимый семейный

выполнение

праздник. История возникновения

интерактивных

новогоднего праздника в России.

заданий, работа

Участие детей в подготовке

с текстовым

и встрече Нового года. Подарки

и иллюстративным

и пожелания на Новый год.

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

История создания новогодних
игрушек.

30

О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство народов
России
17

День российской

1

печати

Праздник посвящён работникам

Познавательная

печати, в том числе редакторам,

беседа, просмотр

журналистам, издателям,

видеофрагментов,

корректорам, – всем, кто в той

выполнение

https://razgovor.edsoo.ru

или иной степени связан с печатью. интерактивных
Российские традиции издательского заданий, работа
дела, история праздника.

с текстовым

Издание печатных средств

и иллюстративным

информации – коллективный труд

материалом

людей многих профессий.
Школьные средства массовой
информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18

День студента

1

День российского студенчества:

Познавательная

история праздника и его традиции.

беседа, просмотр

История основания Московского

видеофрагментов,

https://razgovor.edsoo.ru

31

государственного университета

выполнение

имени М.В. Ломоносова.

интерактивных

Студенческие годы – это путь

заданий, работа

к овладению профессией,

с текстовым

возможность для творчества

и иллюстративным

и самореализации.

материалом

Наука: научные открытия
позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества.
Науку делают талантливые,
творческие, увлечённые люди.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19

БРИКС (тема

Роль нашей страны в современном

Познавательная

о международных

мире. БРИКС – символ

беседа, просмотр

отношениях)

многополярности мира. Единство

видеофрагментов,

и многообразие стран БРИКС.

выполнение

Взаимная поддержка помогает

интерактивных

государствам развивать торговлю

заданий, работа

и экономику, обмениваться

с текстовым

1

https://razgovor.edsoo.ru

32

знаниями и опытом в различных

и иллюстративным

сферах жизни общества. Россия

материалом

успешно развивает контакты
с широким кругом союзников
и партнёров.
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20

Бизнес

Что сегодня делается

Познавательная

и технологическое

для успешного развития экономики

беседа, просмотр

предпринимательство

России?

видеофрагментов,

Учиться сегодня нужно так, чтобы

выполнение

суметь в дальнейшем повысить

интерактивных

уровень своего образования,

заданий, работа

перестроиться на использование

с текстовым

новых цифровых технологий там,

и иллюстративным

где их раньше никогда не было.

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

33

21

Искусственный

Искусственный интеллект –

Познавательная

интеллект и человек.

стратегическая отрасль в России,

беседа, просмотр

Стратегия

оптимизирующая процессы

видеофрагментов,

взаимодействия

и повышающая эффективность

выполнение

производства.

интерактивных

Искусственный интеллект –

заданий, работа

помощник человека. ИИ помогает

с текстовым

только при условии, если сам

и иллюстративным

человек обладает хорошими

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

знаниями и критическим
мышлением.
Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы
22

Что значит служить

День защитника Отечества:

Познавательная

Отечеству? 280 лет

исторические традиции. Профессия

беседа, просмотр

со дня рождения

военного: кто её выбирает сегодня.

видеофрагментов,

Ф. Ушакова

Защита Отечества – обязанность

выполнение

гражданина Российской Федерации,

интерактивных

1

https://razgovor.edsoo.ru

заданий, работа

34

проявление любви к родной земле,

с текстовым

Родине. Честь и воинский долг.

и иллюстративным

280-летие со дня рождения

материалом

великого русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
23

Арктика – территория
развития

1

Многообразие и красота природы

Познавательная

России: представление

беседа, просмотр

о природных особенностях

видеофрагментов,

Арктики. Зима в Арктике самая

выполнение

холодная, снежная и суровая.

интерактивных

Животные Арктики.

заданий, работа

Российские исследователи

с текстовым

Арктики.

и иллюстративным

Россия – мировой лидер атомной

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

отрасли. Атомный ледокольный
флот, развитие Северного морского
пути.

35

Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24

Международный

1

женский день

Международный женский день –

Познавательная

праздник благодарности и любви к

беседа, просмотр

женщине.

видеофрагментов,

Женщина в современном

выполнение

обществе – труженица, мать,

интерактивных

воспитатель детей. Великие

заданий, работа

женщины в истории России.

с текстовым

Выдающиеся женщины ХХ века,

и иллюстративным

прославившие Россию.

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, крепкая семья
25

Массовый спорт
в России

1

Развитие массового спорта – вклад

Познавательная

в благополучие и здоровье нации,

беседа, просмотр

будущие поколения страны.

видеофрагментов,

Здоровый образ жизни, забота

выполнение

о собственном здоровье, спорт как

интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

36

важнейшая часть жизни

заданий, работа

современного человека. Условия

с текстовым

развития массового спорта в

и иллюстративным

России.

материалом

Формирующиеся ценности: жизнь
26

День воссоединения

История и традиции Артека. После

Познавательная

Крыма и Севастополя

воссоединения Крыма

беседа, просмотр

с Россией. 100-летие

и Севастополя с Россией Артек –

видеофрагментов,

Артека

это уникальный и современный

выполнение

комплекс из 9 лагерей, работающих

интерактивных

круглый год. Артек – пространство

заданий, работа

для творчества, саморазвития

с текстовым

и самореализации.

и иллюстративным

Формирующиеся ценности:

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

историческая память и
преемственность поколений
27

Служение

Искусство – это способ общения

Познавательная

творчеством. Зачем

и диалога между поколениями

беседа, просмотр

людям искусство?

и народами. Роль музыки в жизни

видеофрагментов,

185 лет со дня

человека: музыка сопровождает

выполнение

человека с рождения до конца

интерактивных

1

https://razgovor.edsoo.ru

37

рождения

жизни. Способность слушать,

заданий, работа

П.И. Чайковского

воспринимать и понимать музыку.

с текстовым

Россия – страна с богатым

и иллюстративным

культурным наследием, страна

материалом

великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всём
мире. Произведения
П. И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28

Моя малая Родина

Россия – великая и уникальная

Познавательная

(региональный

страна, каждый из её регионов

беседа, просмотр

и местный

прекрасен и неповторим своими

видеофрагментов,

компонент)

природными, экономическими

выполнение

и другими ресурсами.

интерактивных

Любовь к родному краю,

заданий, работа

способность любоваться природой

с текстовым

и беречь её – часть любви

и иллюстративным

к Отчизне. Патриот честно

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

трудится, заботится о процветании

38

своей страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29

Герои космической
отрасли

1

Исследования космоса помогают

Познавательная

нам понять, как возникла наша

беседа, просмотр

Вселенная. Россия – лидер

видеофрагментов,

в развитии космической отрасли.

выполнение

Полёты в космос – это результат

интерактивных

огромного труда большого

заданий, работа

коллектива учёных, рабочих,

с текстовым

космонавтов, которые обеспечили

и иллюстративным

первенство нашей Родины

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости
космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что
позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых

39

материалов и создании новых
технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30

Гражданская авиация

1

России

Значение авиации для жизни

Познавательная

общества и каждого человека.

беседа, просмотр

Как мечта летать изменила жизнь

видеофрагментов,

человека.

выполнение

Легендарная история развития

интерактивных

российской гражданской авиации.

заданий, работа

Героизм конструкторов, инженеров

с текстовым

и лётчиков-испытателей первых

и иллюстративным

российских самолётов.

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31

Медицина России

1

Охрана здоровья граждан России –

Познавательная

приоритет государственной

беседа, просмотр

https://razgovor.edsoo.ru

40

политики страны. Современные

видеофрагментов,

поликлиники и больницы.

выполнение

Достижения российской медицины.

интерактивных

Технологии будущего в области

заданий, работа

медицины.

с текстовым

Профессия врача играет ключевую

и иллюстративным

роль в поддержании и улучшении

материалом

здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание,
требующее не только знаний,
но и человеческого сочувствия,
служения обществу.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32

Что такое успех?
(ко Дню труда)

1

Труд – основа жизни человека

Познавательная

и развития общества.

беседа, просмотр

Человек должен иметь знания

видеофрагментов,

и умения, быть терпеливым

выполнение

и настойчивым, не бояться

интерактивных

https://razgovor.edsoo.ru

41

трудностей (труд и трудно –

заданий, работа

однокоренные слова), находить

с текстовым

пути их преодоления.

и иллюстративным

Чтобы добиться долгосрочного

материалом

успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего – что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
33

80-летие Победы

День Победы – священная дата,

Познавательная

в Великой

память о которой передаётся

беседа, просмотр

Отечественной войне

от поколения к поколению.

видеофрагментов,

Историческая память: память

выполнение

о подвиге нашего народа в годы

интерактивных

Великой Отечественной войны.

заданий, работа

Важно помнить нашу историю

с текстовым

и чтить память всех людей,

и иллюстративным

перенёсших тяготы войны.

материалом

1

https://razgovor.edsoo.ru

Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые
нельзя забывать.

42

Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
34

Жизнь в Движении

1

19 мая – День детских

Познавательная

общественных организаций.

беседа, просмотр

Детские общественные

видеофрагментов,

организации разных поколений

выполнение

объединяли и объединяют

интерактивных

активных, целеустремлённых

заданий, работа

ребят. Участники детских

с текстовым

общественных организаций находят

и иллюстративным

друзей, вместе делают полезные

материалом

https://razgovor.edsoo.ru

дела и ощущают себя частью
большого коллектива.
Знакомство с проектами «Орлята
России» и Движение Первых.
Формирующиеся ценности:
дружба, коллективизм
35

Ценности, которые
нас объединяют

1

Ценности – это важнейшие

Познавательная

нравственные ориентиры

беседа, просмотр

https://razgovor.edsoo.ru

43

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

для человека и общества.

видеофрагментов,

Духовно-нравственные ценности

выполнение

России, объединяющие всех

интерактивных

граждан страны.

заданий, работа

Формирующиеся ценности:

с текстовым

традиционные российские духовно-

и иллюстративным

нравственные ценности

материалом

35

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.