Противодействие идеологии терроризма

21.02.2022

Определение понятий «экстремизм», «терроризм».

В современной науке нет однозначного определения понятия «экстремизм» как такового, единое отношение отсутствует и в мировой юридической практике. Этимологически происходит от лат. «крайний» и может быть интерпретировано как приверженность крайним взглядам и мерам.

Экстремизм (от латинского extremus – крайний) – это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещённых способов. Под этими способами понимается недозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина. Экстремизм — это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые подспудно или непосредственно направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости в обществе и государстве. Экстремистские взгляды и действия — это прямой путь к нарушению закона.

На первый взгляд может показаться, что проблема экстремизма далеко не самая важная, так как количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности ничтожно мало по сравнению с преступлениями иных видов. Но эти преступления носят системный характер, так как посягают на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами российского общества, на политическую и правовую стабильность. Именно в этом заключается главная опасность экстремизма для нашего общества.

Экстремизм многообразен, также разнообразны порождающие его мотивы. Основными мотивами являются материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворённости реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодёжной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности.

Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определённых мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.

Основное определение экстремизма в РФ дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

·     Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

·     Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

·     В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

·     В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

·     В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;

-это нарастание социальной напряженности;

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;

-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины).

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера. (Социальный — относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.)

Терроризм проявляется в различных формах: от угроз по телефону до взрывов в воздухе авиалайнеров с пассажирами на борту. Он влечёт разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности. Мировым сообществом признано, что любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания. Название это произошло от латинского слова «террор», которое означает «страх, ужас».

В настоящее время мировое сообщество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма. Следует запомнить, что все виды терроризма носят политический характер. В мире не существует единой общепринятой классификации террористической деятельности. Приведём её условные разновидности по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм, как правило, имеет целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре на минимальную поддержку и сочувствие со стороны общественного мнения. В условиях неприятия обществом методов и лозунгов политического терроризма он обречён на поражение.

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе, вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

Националистический терроризм основывается на межнациональных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего государства.Характеристика проблемы


Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения рассматривается как состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающее его безопасное функционирование. Проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений остается актуальной. Для ее решения необходимо применение комплексного подхода, включающего в себя основные мероприятия по противодействию терроризму. 

 

Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями.

Формы и методы управления реализацией программы определяются Администрацией муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций.

Администрация муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений:

- обеспечивает реализацию мероприятий программы в соответствии с планом; 

- несет ответственность и обеспечивает контроль своевременного выполнения плана реализации программы; 

- готовит предложения по корректировке или по завершению программы; 

- разрабатывает перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий. 

 

III.           Система обеспечения безопасности образовательных учреждений

Система безопасности образовательных учреждений – это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых Министерством образования РФ во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с целью обеспечения постоянной готовности образовательных учреждений к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:

1. Организация физической охраны ОУ, ее задачи:

- контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

- осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

- защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.

Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны, частных охранных предприятий, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел, вахтерами.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технической укрепленности ОУ включает в себя системы:

-КТС (кнопка тревожной сигнализации)

- систему видеонаблюдения;

- систему освещения;

- систему оповещения и управления эвакуацией;

- целостность периметрального ограждения.

         4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ («Паспорт безопасности места массового пребывания людей»).

         5. Обеспечение контрольно-пропускного режима.

6. Выполнение норм противопожарной безопасности.

7. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности.

8. Плановая работа по вопросам гражданской обороны.

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами.

10. Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности.

11. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий.

 

Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:

-         обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;

-         взаимодействие с органами исполнительной власти;

-         взаимодействие с правоохранительными структурами;

-                     квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;

- проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность образовательных учреждений;

- совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;

- изучение и совершенствование нормативно - правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.

 

Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических акций

В образовательном учреждении снижение риска терактов достигается путем проведения комплекса мероприятий.

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

 - правовые - доведение до персонала ОУ требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);

- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);

- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

Основные направления организации безопасности образовательных учреждений, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств:

- обеспечение учреждения тревожной сигнализацией на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

- обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

- физическая охрана и (или) охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.06.2022

Дата обновления: 07.06.2022

Дата публикации: 21.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.