Консультация для родителей. «Палочки Кюизенера,  как дидактическое  средство развития математических способностей у дошкольников»

16.01.2023

  Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности.

 Задача — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. И одним из таких средств является палочки Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 
лет.

Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

       Задачи, которые решают цветные палочки:

  1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов).
  3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  4. Осваивать прямой и обратный счет.
  5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  6. Усвоить отношения между числами (больше- меньше), пользоваться знаками сравнения>, <.
  7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
  8. Научить делить целое на части и измерять объемы.
  9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
  10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.
  11. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).
  12. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  13. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

Игры  и занятия с  палочками Кюизенера:

1.      Знакомимся  с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2.      Раскладываем палочки по цвету, длине.

3.      "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

4.      "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

5.      "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

6.      Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

7.      Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

8.      "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

9.      Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

10.  Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

11.  "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки – им соответствует голубая", -  и т.д.

12.  У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

13.  Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

14.  На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

15.  С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

16.  Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

17.  Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

воспитатель: Т.Н. Попова

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.01.2023

Дата обновления: 16.01.2023

Дата публикации: 16.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти