Здоровьесберегающие технологии

07.12.2023

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Ранний возраст – это в буквальном смысле – начало развития. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Задача педагога – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.

Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования здорового образа жизни с детьми раннего возраста можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Закаливающие мероприятия – организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке используются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.

Динамические паузы – комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве.

Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц)   

Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома.

Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).

Дыхательная гимнастика  – оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек».

Бодрящая гимнастика –  проводится в постели: потягивание,  поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.

Арт-терапия —  художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечься  и успокоиться. В течение дня можно включать в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика: Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.                     

Физкультурные занятия:  проводятся 3 раза в неделю.  Такие занятия состоят из трех частей:

вводной (ходьба, чередующая с бегом);

основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом);

 заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).

Дети обучаются движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий.

Реализация этих методов и приемов осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Работа с родителями   является важной составляющей всего педагогического процесса. С момента поступления ребенка в детский сад педагоги должны строить совместную работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

В работе с родителями педагоги ДОО делают упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группах работы по формированию ЗОЖ и вовлечение в неё родителей.

Для этого проводятся беседы с родителями на темы: » Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы.  Используются папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

 Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.12.2023

Дата обновления: 07.12.2023

Дата публикации: 07.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти