07.12.2023
В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
Дети раннего возраста являются
своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима,
окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье
малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость
профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Комплекс
таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст – это в буквальном
смысле – начало развития. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и
очень доверчив. Задача педагога – помочь ему сохранить эту доверчивость,
полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное
настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в
последующие годы.
Для охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования
здорового образа жизни с детьми раннего возраста можно использовать следующие
здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Закаливающие мероприятия –
организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке
используются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль,
шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное
проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.
Динамические паузы – комплексы мини упражнений
«Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики
гуляют» и др.
Подвижные игры способствуют
устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого;
развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их
с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость,
крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать
внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве.
Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины,
музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды,
голоса птиц)
Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в
любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую
моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание,
кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с
речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома.
Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от
интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ.
(«Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).
Дыхательная гимнастика –
оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды
(вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку»,
«нюхают цветочек».
Бодрящая гимнастика – проводится в постели:
потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и
ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на
постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.
Арт-терапия — художественное
творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечься и
успокоиться. В течение дня можно включать в работу «Рисование пальчиками»,
«Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика: Оздоравливает,
укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам
выполнять различные
упражнения.
Физкультурные занятия: проводятся 3 раза в неделю.
Такие занятия состоят из трех частей:
вводной (ходьба, чередующая с бегом);
основной (3-6 общеразвивающих
упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками
или бегом);
заключительной части
(малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).
Дети обучаются движениям в игровой
форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий.
Реализация этих методов и приемов
осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на
занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе
педагогического взаимодействия с детьми.
Каждая из технологий имеет
оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая
деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие
с родителями. Работа с родителями является важной составляющей
всего педагогического процесса. С момента поступления ребенка в детский сад
педагоги должны строить совместную работу, которая поможет ребенку быстро и
безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
В работе с родителями педагоги ДОО
делают упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в
группах работы по формированию ЗОЖ и вовлечение в неё родителей.
Для этого проводятся беседы с
родителями на темы: » Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания
и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего
возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и
групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие
родителей темы. Используются папки – передвижки («Растим здорового
малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в
зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно
– гигиеническим навыкам» и т. д.).
Таким образом, комплекс
мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в
раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования
культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого
ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2023
Дата обновления: 07.12.2023
Дата публикации: 07.12.2023