Неправильные родительские фразы, калечащие психику ребёнка.

30.07.2024

    Существуют выражения, которые  мы иногда, не подумав, говорим своим детям, но лучше эти фразы забыть и не употреблять никогда. В основном такое происходит, когда взрослый сильно занят или торопится или болен или просто устал, а порой такие фразы входят в привычку и родитель уже не задумывается над их смыслом и последствиями для ребенка. А ведь последствия могут стать самыми плачевными - от просто плохого настроения до занижения самооценки и хронического стресса со всеми вытекающими проблемами.  Вот что могут услышать наши дети:

1. «Оставь меня в покое!»

Еще, бывает, вырывается: «Как вы мне все надоели!» – и так далее. Да, порой мы действительно так думаем и говорим. Но если вы слишком часто произносите эти фразы, ребенок усваивает одно: «Нет смысла обращаться к маме, потому что она всегда занята или усталая». И потом, повзрослев, дети не забывают такое невнимание по отношению к себе и могут это родителям припомнить.

Что же делать?

Объясните ребенку, когда именно у вас найдется время, чтобы порисовать, поиграть, погулять с ним. Например: «Я очень занята сейчас, дай мне 15 минут, и я расскажу тебе, что едят хомячки».

 

2. «Какой же ты…»

и далее любой ярлык, которым мы безжалостно награждаем ребенка. Заметьте, не поступок, а человека! А иногда дети случайно подслушивают, что мы говорим о них окружающим. И это очень обидно. Помните, что любой эпитет в адрес ребенка (ленивый, неуклюжий, неряшливый) может по вашей воле стать пророчеством.

Что же делать?

Оценивайте не малыша, а его поступок. Он не ленивый и не неряшливый, просто он сегодня почему-то ленится и нечаянно испачкался.

 

3. «Не плачь, не будь как маленький»

Интересно, кто и когда это объявил, что слезы – признак слабости и что «хорошие дети не плачут»? Взрослея с этой установкой, мы учимся не плакать, но при этом обрастаем психическими проблемами. Ведь, не плача, мы не избавляем организм от гормона стресса, который выходит со слезами (помните прекрасное чувство облегчения после плача?).

Знаете, почему мы не любим, когда дети плачут? Потому что не знаем, как им помочь. Никто не хочет осознавать свое бессилие. Крайняя реакция на слезы малыша (кстати, это реальный признак родительской слабости) – физическое воздействие. Стандартная реакция – агрессия, угрозы, нравоучения, запугивание, игнорирование. Желательная – нейтрализация ситуации, но для этого надо сначала понять корень причины.

Что же делать?

Избавляйтесь от привычки подавлять эмоции ребенка и стыдить его за слезы.

 

4. «Вот погоди, папа вернется домой и…»

Такими фразами оперируют бабушки и мамы, пытаясь образумить непослушного ребенка. При этом у малыша формируются два чувства. Первое – полный подрыв авторитета по отношению к «слабому звену», которое угрожает другим родственником. И второе – страх перед этим «другим родственником», начало прямой дороги к неврозу.

Что же делать?

Справляться самой. Есть множество способов утихомирить малыша: неодобрительный взгляд, молчаливое игнорирование его криков, спокойное объяснение, почему так вести себя нельзя… Выбирайте, что вам подходит больше.

 

5. «Давай быстрее!»

Эту распространенную фразу некоторые родители дополняют постукиванием пальцев, закатыванием глаз и нервными подергиваниями. Безусловно, мы раздражаемся, когда дети подолгу и бестолково собираются, неумело завязывают шнурки или надевают колготки. Но своей реакцией раздражения вы лишь вызываете у ребенка чувство вины. Вина подавляет психику и никак не мотивирует к тому, чтобы выполнять действия быстрее.

Что же делать?

Закладывайте на сборы с ребенком больше времени, старайтесь придерживаться спокойного тона.

 

6. «Отлично сделано!»

Казалось бы, что плохого в похвале? Ведь, когда мы подкрепляем действие малыша словесным поощрением, мы мотивируем ребенка к последующим успехам. Но если вы такой фразой поощряете абсолютно все действия ребенка – от съеденной тарелки каши до нарисованной картины, – хвала обесценивается и перестает вообще что-либо значить.

Что же делать?

Старайтесь хвалить чадо лишь за те достижения, которые требуют реальных усилий.

В нашей обыденной речи существует еще множество фраз, которые мы роняем случайно, по неосторожности. Фраз, которые могут обернуться прорехами в воспитании. Будем учиться их не допускать!

7.«Ты неправильно это делаешь, давай я покажу, как надо»

Дети должны самостоятельно преодолевать различные трудности, совершать открытия и экспериментировать. Если родитель постоянно будет вмешиваться в эти процессы и навязывать свою помощь, то у ребёнка будет складываться чувство, что он не может ни с чем справиться самостоятельно. Это очень негативно сказывается на уверенности в себе и на детской самооценке, ведь ребёнок приходит к выводу, что он не может найти верное решение, потому что это под силу только взрослым.  

 

8.«Ты очень глупо себя ведёшь»

Все маленькие дети очень непредсказуемы и импульсивны, но отнюдь не глупы. Взрослым может показаться, что в какой-то ситуации малыш ведёт себя крайне глупо, хотя на самом деле он просто чувствует неловкость в новом для себя деле. Не надо критиковать ребёнка и называть его глупым по любому поводу, лучше будет, если вы поможете малышу раскрыться и рассказать о своих эмоциях и переживаниях.

 

9.«Не стоит из-за этого плакать»

Для взрослых маленькие детские трагедии, например, потерянная игрушка, не кажутся такими уж серьёзными. Но если вы начнете уговаривать ребёнка не плакать, то наверняка приведете его в замешательство и покажете, таким образом, своё пренебрежение к его проблемам. Постарайтесь просто поддержать малыша и посочувствовать ему.

 

10.«Какой ты стеснительный»

Если ваш ребёнок застенчив по своей натуре или просто растерялся в необычной ситуации, то не стоит говорить ему, что он слишком робок и застенчив. Это может привести к тому, что такая застенчивость будет сопровождать ребёнка на протяжении всей жизни.

 

11.«Мальчики не плачут»

С самого юного возраста мальчикам твердят, что они должны быть сильными и не должны плакать, как девчонка. Но этот стереотип может привести к тому, что, повзрослев, юноша не сможет открыто проявлять свои чувства, и закроется от собственной душевной боли и от окружающих.

 

12.«Какой ты умный»

Может показаться абсурдным, но частое восхваление умственных способностей ребенка, может оказать на него негативное воздействие. Такие комплименты могут отбить у ребёнка стремление к учёбе. Из-за этого он может решить, что и так уже достаточно умный, раз родители считают его таковым.

 

13.«Ты такая красавица, только посмотри»

С раннего возраста девочкам начинают внушать, каким канонам красоты они должны соответствовать, чтобы их дальнейшая жизнь была удачной. И, в конце концов, девочки начинают считать, что их внешность важнее индивидуальности.

 

14.«Тебе не идёт эта вещь»

Из-за критики в строну выбранной одежды у девочек вырабатывается мысль, что одеваться следует только определенным образом, и именно этот стиль и считается эталоном красоты. Также такие высказывания губят на корню формирование собственного стиля маленькой женщины.

 

15.«Не ешь это, ты растолстеешь»

Конечно, правильное питание — это важно и полезно, но чересчур заострять на нём внимание тоже не стоит. Если маленькие дети видят, что их родители слишком беспокоятся о своём весе и фигуре, то они начинают перенимать эти привычки, которые в будущем могут привести к расстройствам пищевого поведения.

 

16.«Ты очень меня разочаровал»

Излишняя критика и подчеркивание плохого поведения не приведут ни к чему хорошему, особенно если ребёнок и так уже осознал свою вину и извинился. Если малыш понял, что он сделал что-то плохое, то он почувствует себя неловко и будет стыдиться своего проступка. Поэтому не стоит лишний раз напоминать ему об этом. Родители должны попытаться понять, что же случилось и в чём причины такого поведения ребёнка, а потом постараться успокоить его и объяснить, как избежать похожей ошибки в будущем.

 

·                Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие:  

·                семья осуществляет социализацию личности;

·                семья обеспечивает преемственность традиций;

·                важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота,    будущего семьянина, законопослушного члена общества;

·                существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Можно сделать вывод: роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.07.2024

Дата обновления: 30.07.2024

Дата публикации: 30.07.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.