«Сторителлинг» и «Карты Проппа» как средство развития связной речи у детей.
16.10.2025
На методической учебе Светлана Павловна Белова познакомила педагогов с интерактивным методом
«сторителлинг», который представляет собой педагогическую технику, основанную
на использовании историй с конкретной структурой и интересным героем. Этот
метод направлен на решение педагогических задач воспитания, развития и обучения
детей.
Сторителлинг в переводе с английского означает
«рассказывание историй». Термин был введен Дэвидом Армстронгом и является
современным продолжением русского понятия «сказительство». Сторителлинг — это
способ передачи информации через рассказывание историй, который позволяет
управлять вниманием и чувствами слушателя, расставляя нужные акценты. Это
необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Светлана Павловна подробно познакомила
воспитателей со структурой техники сторителлинга, которая включает следующие
основные элементы:
1.
Вступление — вызывает интерес у слушателя и удерживает его
внимание.
2.
Развитие события — позволяет глубже проникнуть в проблему или
конфликт, описанный во вступлении.
3.
Кульминация — момент, когда напряжение достигает апогея, и
появляется разрешение поставленной проблемы.
4.
Заключение — краткое подведение итогов рассказа, аналогичное
морали в басне.
Каждый ребенок, рассказывая свои истории,
опирается на свой жизненный опыт, наделяя героев своими эмоциями, чувствами,
мечтами и страхами. Таким образом, игра в «Кубики историй» способствует
формированию способа передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
Кроме того, Светлана Павловна провела
мастер-класс, познакомив педагогов с картами Проппа. Филолог и фольклорист В.Я.
Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют единую структуру,
основанную на функциях действующих лиц. Эти функции могут варьироваться и
видоизменяться, но общая схема остается неизменной. На основе этих функций
можно создавать множество сказочных историй.
«Карты Проппа» — это игровое пособие, состоящее из
28 карточек с символами и иллюстрациями, которые помогают детям узнавать
события и эпизоды сказки. Использование карт Проппа облегчает усвоение
содержания сказки и способствует ее пересказу, а в дальнейшем — сочинению
собственных сказок.
Светлана Павловна наглядно представила карты
Проппа и рассказала этапы работы с ними:
1.
Знакомство со сказкой как жанром — выявление ее отличий от других жанров и
вычленение структуры сказки (присказка, зачин, повествование, концовка).
2.
Изготовление карт — совместное создание карт с детьми.
3.
Игры с картами — освоение карт через игры.
4.
Пересказ сказки — использование карт Проппа для пересказа.
5.
Сочинение собственной сказки — самостоятельное создание сказки с
помощью карт.
В заключение Светлана Павловна предложила
воспитателям самостоятельно рассказать знакомую сказку по картам Проппа, что
позволило им лучше понять и освоить этот метод.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2025
Дата обновления: 27.10.2025
Дата публикации: 16.10.2025