«Сторителлинг» и «Карты Проппа» как средство развития связной речи у детей.

16.10.2025


На методической учебе Светлана Павловна Белова  познакомила педагогов с интерактивным методом «сторителлинг», который представляет собой педагогическую технику, основанную на использовании историй с конкретной структурой и интересным героем. Этот метод направлен на решение педагогических задач воспитания, развития и обучения детей.

Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». Термин был введен Дэвидом Армстронгом и является современным продолжением русского понятия «сказительство». Сторителлинг — это способ передачи информации через рассказывание историй, который позволяет управлять вниманием и чувствами слушателя, расставляя нужные акценты. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Светлана Павловна подробно познакомила воспитателей со структурой техники сторителлинга, которая включает следующие основные элементы:

1.              Вступление — вызывает интерес у слушателя и удерживает его внимание.

2.              Развитие события — позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, описанный во вступлении.

3.              Кульминация — момент, когда напряжение достигает апогея, и появляется разрешение поставленной проблемы.

4.              Заключение — краткое подведение итогов рассказа, аналогичное морали в басне.

Каждый ребенок, рассказывая свои истории, опирается на свой жизненный опыт, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами и страхами. Таким образом, игра в «Кубики историй» способствует формированию способа передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Кроме того, Светлана Павловна провела мастер-класс, познакомив педагогов с картами Проппа. Филолог и фольклорист В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют единую структуру, основанную на функциях действующих лиц. Эти функции могут варьироваться и видоизменяться, но общая схема остается неизменной. На основе этих функций можно создавать множество сказочных историй.

«Карты Проппа» — это игровое пособие, состоящее из 28 карточек с символами и иллюстрациями, которые помогают детям узнавать события и эпизоды сказки. Использование карт Проппа облегчает усвоение содержания сказки и способствует ее пересказу, а в дальнейшем — сочинению собственных сказок.

Светлана Павловна наглядно представила карты Проппа и рассказала этапы работы с ними:

1.              Знакомство со сказкой как жанром — выявление ее отличий от других жанров и вычленение структуры сказки (присказка, зачин, повествование, концовка).

2.              Изготовление карт — совместное создание карт с детьми.

3.              Игры с картами — освоение карт через игры.

4.              Пересказ сказки — использование карт Проппа для пересказа.

5.              Сочинение собственной сказки — самостоятельное создание сказки с помощью карт.

В заключение Светлана Павловна предложила воспитателям самостоятельно рассказать знакомую сказку по картам Проппа, что позволило им лучше понять и освоить этот метод.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.10.2025

Дата обновления: 27.10.2025

Дата публикации: 16.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.