Развитие речи дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании

05.02.2020

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. И если формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс, то  нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

     Я, как педагог, соединяю эти два процесса в кружковой работе. Развитие речевой активности может проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, а не только на специально подготовленных занятиях,  Беседуя с ребёнком, можно спросить не только с кем он живёт, как зовут родителей, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра и т д.

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу.  Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

     В группе есть тематический уголок «Моя Россия», он является неотъемлемой  частью развивающей предметно-пространственной  среды. Цель – воспитание любви и заботы по отношению к своей семье, другим людям, формирование представлений детей о своей малой родине , культурных традициях страны, государственных  праздниках.

Много рассказываю детям о истории посёлка и родной страны. По ходу рассказа обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды.  Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.  Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, доступно объясняю детям их значение.

        В книжный уголок помещаю иллюстрации, различные альбомы, книги о посёлке, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.

       Произведения устного народного творчества являются богатейшим  материалом  для патриотического воспитания. Они  не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

       Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.

      Особым  древним  жанром устного народного творчества являются  былины, с которыми  детей знакомлю в старшем дошкольном возрасте.

Большое внимание уделяю хороводным и народным играм, которые являются ценнейшим приобретением наших предков и  на протяжении веков, воспитывают уважение к обычаям, правилам поведения, то есть имеют большое воспитательное значение, ценность их ещё в том, что они сохраняют в себе поэзию слова, рождённую народом, являются важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому искусству.

        Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны учить их красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.02.2020

Дата обновления: 05.02.2020

Дата публикации: 05.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.