15.07.2020
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.
На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
-
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он
выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают
проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании.
Остро реагируют на неудачу.
Кризис
трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в
ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для
взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием
кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на
содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2.
Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому,
что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По
сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4.
Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к
самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в
собственных силах и возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7.
Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По
сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию
младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Родители
не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в
самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его
психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего
развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя
бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой,
свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло
соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как
помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества:
ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля –
необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде
чувство собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства
самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Главная
задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних
проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
*
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
*
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день
твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок,
упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу
того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел
пока до многих наших требований, он только маленький росточек…
Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
*
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
*
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте
к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!»
Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у
меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за
окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют
капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.08.2020
Дата обновления: 18.08.2020
Дата публикации: 15.07.2020