Организация Центров уединения и релаксации в ДОО в соответствии с ФГОС

05.11.2020

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями.

Центр уединения призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

 

Отличия по ФГОС

-Название: Центр уединения и релаксации вместо  Уголка уединения.

-Оснащение стала использоваться целая система профилактических средств физического воспитания: ЛФК, точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние.Аромо - фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение интерьера), способствующая снятию психоэмоционального напряжения. Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. Музыкальная терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на детских музыкальных инструментах.

 

Виды Центров уединения:

ü «Норка» (младший возраст)

ü «Шатёр»  (средний, старший возраст)

ü «Ширма» (используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет пространство)

 

Требования к Центру уединения

 

- должен быть небольшого размера.

-цвета, используемые в Центре, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

-лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

 

Наполняемость Центра:

 

Младший возраст:

Центр уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».

Обязательным атрибутом такого Центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.

 

Старший возраст:

Полезно положить в Центр уединения пазлы; игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету); шнуровки;
клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
дидактические игры, конструкторы лего, наборы для рисования, лепки и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.

 

Нестандартное оборудование в Центре уединения

Отдельная категория игрушек и пособий Центра может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

С этой функцией отлично справятся:

 

• Подушки для битья.

 

• Коробочка «Спрячь все плохое».

(ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое)

 

• «Островок примирения».

При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».

 

• «Коврик злости».

Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой коврик с шероховатой поверхностью. Ребёнок снимает обувь и вытирает ноги о коврик до тех пор, пока у него не улучшается настроение

 

• «Стаканчик для гнева».

Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

 

• «Доска настроения»

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

 

• «Зеркало моего настроения» (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию)


По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;

Стоит отметить, что содержимое Центра следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться там постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.

         

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.11.2020

Дата обновления: 09.11.2020

Дата публикации: 05.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти