20.02.2022
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют
катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и
обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности
нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными
сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем,
придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое
количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д. Чаще всего,
дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным.
Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в
несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное
взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и
возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь
к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие
психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация,
речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются
основными, определяющими успешность развития ребенка.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми,
которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
«Прикосновения» Ход: Когда ребенок
дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг
фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает
информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же
предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Для
игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева,
меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза.
Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
«Слепые шаги» Ход: Ребенок с
завязанными глазами стоит спиной к воспитателю. Инструкция: «Если я дотронусь
до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо,
если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад».
Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение
ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)
Цель: развитие переключения внимания,
памяти, мышления.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий
указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба,
птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро
назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч
каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель,
транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок,
поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
Игра «Фигуры» Цель: расширение
объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации
стимулов. Ход: Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим
изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество
палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно
снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить
вербальный анализ фигуры.
Игра
«Вспоминаем знакомые движения»
Цель: активизация долговременной
двигательной памяти. Ход: Ребенку предлагают выполнять символические движения:
«подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть
на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все
действия выполнять как правой, так и левой рукой. На следующем этапе можно
проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им
самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший
загадывает свою «загадку».
«Лезгинка» Ход: Ребенок складывает левую руку в
кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу
левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение
6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Кулак-ребро-ладонь» Ход: Ребенку нужно
запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро
сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.
«Швейная
машинка» Ход: Левой рукой совершаются вращательные движения вперед (пальцы левой
руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные
постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счет.
«Яблочко и червячок» Ход: Большой палец
это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый
лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,
симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения
вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих
полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего
мозга. С детьми я использую специальные прописи для развития межполушарного
взаимодействия.
Такие коррекционные
занятия, по моему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к
школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.
Педагог – психолог Парыгина О.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2022
Дата обновления: 20.02.2022
Дата публикации: 20.02.2022