Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников

20.02.2022

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д. Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

 «Прикосновения» Ход: Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

 «Слепые шаги» Ход: Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к воспитателю. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

     

Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)

Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

 Игра «Фигуры» Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов. Ход: Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.

Игра «Вспоминаем знакомые движения»

Цель: активизация долговременной двигательной памяти. Ход: Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т. п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой. На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

 «Лезгинка» Ход: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

 «Кулак-ребро-ладонь» Ход: Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

«Швейная машинка» Ход: Левой рукой совершаются вращательные движения вперед (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счет.

 «Яблочко и червячок» Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

 Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. С детьми я использую специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия.

Такие коррекционные занятия, по моему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.

Педагог – психолог Парыгина О.А.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.02.2022

Дата обновления: 20.02.2022

Дата публикации: 20.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.