15.03.2023
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной
деятельности для детей
подготовительной группы.
Воспитатель МАОУ Школы - сада № 42
Васильева Марина Валерьевна
Цель: Привлечь внимание детей и
воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Задачи: Закрепить знания детей о
некоторых свойствах воздуха и воды,
продолжать
учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов,
рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивать
любознательность, память, познавательный интерес.
Воспитывать
аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование
и материалы:
столы,
белые халаты, одноразовые шапочки, 2 баночки с водой, платочек, ведерко с
водой, большая чашка с водой, деревянные, пластмассовые ,железные игрушки
,полиэтиленовые пакеты, коктельные трубочки, молоко, краситель, моющее
средство, соль, сахар, ложечки, влажные салфетки.
Предварительная
работа: рассматривание
объектов живой ,неживой
природы,
знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о
свойствах
воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход
НОД
Воспитатель:
Здравствуйте,
мои дорогие
И маленькие
и большие!
Внимание!
Внимание!
Дорогие
гости,
Чудеса
сейчас придут
Интересно
будет тут!
Уважаемые,
взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.
Эмоциональный
настрой:
Вставайте
вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)
справа
друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся.
Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в
ребяток. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется,
получилось!
Ребята,
присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то
мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую
лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?
Дети
«взрослые»: Настоящие
ученые! (надевают на головы шапочки).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в
настоящую лабораторию.
А
вы, слышали, кто там работает?
Воспитатели
«дети»: Там
работают ученые.
И
я буду вашим научным руководителем
Воспитатель: А, что же делают ученые в
лаборатории?
Не
знаете? Давайте спросим ученых. Георгий Алексеевич, может, вы сообщите детям,
что же делают ученые в лаборатории?
Г.А: Ученые проводят опыты,
эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для
чего проводят опыты и эксперименты?
Нет?
Давайте спросим другого ученого лаборатории
Дарья
Сергеевна, для чего вы проводите опыты и эксперименты?
Д.С.: опыты мы проводим, что бы
узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое...
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось
сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
Воспитатель: Только для начала коллеги
вспомним правила поведения в лаборатории
· Внимательно слушать старшего
научного сотрудника
· Не разговаривать слишком громко,
чтобы не мешать друг другу
· Аккуратно пользоваться емкостью
для воды
· Поддерживать порядок на своем
рабочем месте
· После каждого опыта делать вывод
Без
разрешения запрещается
•
вставать с места.
•
трогать оборудование и приборы.
•
засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки
природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка: Если руки ваши в ваксе, если на нос
сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не
может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб
варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.
Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги мы
приступаем к экспериментам.
Опыт
№1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» Цель: Подвести детей к
пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и
перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод
детей: вода жидкая
– течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли
у нее вкус?
Положите
в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод
детей: вода
изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солѐная
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с
водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему
видны трубочки?
Вывод
детей: в стакане с
водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт
№2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того,
что вода не имеет формы. Воспитатель: Налейте воду в сосуды
разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы,
она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт2. Ребята, в нашей лаборатории есть
разные предметы, многие из них вам знакомы. Сейчас, вы увидите, что может
произойти с предметами, если их отпустить в воду. Подойдите и возьмите по
одному предмету, положите в тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики
плавают. А сможете назвать из какого материала предметы? Правильно из резины и
дерева.
Товарищи
ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из разного
материала?
Сергей
Васильевич пожалуйста дайте обьяснение
Вывод:
Предметы из дерева и из пластмасса не тонут, а железные предметы
тонут.
Воспитатель
Физминутка:
Раз
– подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На
четыре руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять.
Сейчас
с водой вы увидите настоящие фокусы.
Уважаемые
лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную?
3.Фокус
с водой. Вода
обычная становится разноцветной!
Секрет
фокуса: Для
проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками.
Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой,
синей). В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода
обыкновенная, затем говорит
слова:
Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета
вода? Называем..(красная). Ребята, я вижу, Катя так хочет попробовать изменить
цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи взрослые поможет показать фокус
еще раз с Катей.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники,
какой мы сделаем вывод?
-Вода
может растворять краску и изменять цвет.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать
загадку ,и вы узнаете о чем пойдет речь
Окружает нас всегда, |
Опыт4. Возьмите полиэтиленовый
пакет. Что в нѐм?
Дети:
Он пуст.
Смотрите,
какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите
пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож
на подушку. Воздух занял всѐ место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите
из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети:
В нѐм нет воздуха.
Вывод:
воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы
поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Уважаемые
работники лаборатории, а как еще можно обнаружить воздух?
Ученые
:с помощью трубочки для коктейля
Опыт
4.Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось.
Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он
попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки.
Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без
воздуха? (Дети говорят свои мнения).
Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик,
а носиком не дышать!
Опыт
5. «Не дышу»
Ставит
песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок
пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной
минуты
Вывод: Без воздуха человек не может
жить
А
теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра
"Бывает - не бывает".
Дети
и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые
отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят
«да»,
если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».
•Воздух
бывает теплый? (Да).
•
Воздух бывает чистый? (да).
•
Воздух бывает пушистый? (Нет).
•
Воздух бывает легкий? (да).
•
Воздух бывает грязный? (да).
•
Воздух бывает сердитый? (Нет).
.
Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые»
и ребята, все ответили правильно.
Воспитатель: посмотрите «взрослые», как
рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что
вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми…
Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые»
тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть что- ни будь интересное…
Давайте
снова встанем в круг. (все встают в круг)
Справа
друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся.
Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых- воспитателей, а
ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все
получилось! Ребята,
присаживайтесь
на стульчики и вы уважаемые взрослые тоже
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я
увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже
проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова
стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я
для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и
интересное?
Дети:
Да. Готовы.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и
тогда догадаетесь, что нам понадобиться для опыта.
Загадка:
От
него — здоровье, сила
И
румянец щёк всегда.
Белое,
а не белила,
Жидкое,
а не вода.
Дети
: Молоко.
Опыт6.: Налить молоко в тарелку, добавить
несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее
средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет
двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в
реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
Воспитатель:
Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?
Дети:
Очень интересно.
Ребята,
вам сегодня понравилось наша деятельность? А что вам показалось самым
интересным? А вам, уважаемые воспитатели?
Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и
новых открытий.