МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 42 МАЛЫШЕВСКОГО ЕОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИКАЗ 17 августа 2021 года № 145/од пгт. Малышева Об утверждении положения о логопедическом пункте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада № 42 Мальпиевского городского округа В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Постановление от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом Учреждения в целях обеспечения комплексной логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о логопедическом пункте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада № 42 Малышевского городского округа (Приложение № 1). 2. Учителю-логопеду Коровиной О.В. при работе руководствоваться настоящим положением. 3. Контроль за исполне иказа оставляю за собой. Директор С приказом ознакомлены: Осинцева И.Н. Приложение № 1 Положение о логопедическом пункте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада № 42 Малышевского городского округа 1.Общие положения 1.1 .Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада № 42 Малышевского городского округа (далее Учреждение), реализующего основную образовательную программу дошкольного образования. 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовым актами: -Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 31.07.2020 № 373; - Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; - Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федератьного государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Постановление от 28.09.2020 г. №28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; -Уставом Учреждения. 1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи и направление деятельности логопункта 2.1. Логопедический пункт (далее - Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникамУчреждения, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования. 2.2.Основными задачами учителя - логопеда на логопункте являются: - осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; - предупреждение нарушений устной и письменной речи; - развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; - взаимодействиес педагогами Учреждения и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей воспитанников (лиц их замещающих)по формированию речевого развития детей; - воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде; - совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; - возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи. 2.3. Направления деятельности: диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса); коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности). информационно-методическое: • составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности; • оказание консультативной помощи педагогам и родителям; • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса; • организация и систематизация методического фонда Логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению; • сбор информации о деятельности Логопункта и ее анализ. 3. Комплектование логопедического пункта Учреждения 3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих Учреждение 4-7 лет. 3.2. Зачисление воспитанников на логопункте осуществляется по заключению территориальной ПМПК, на основании приказа директора Учреждения и заявления родителей (законных представителей). 3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические, фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом. 3.4. Не подлежат приёму на дошкольный логопедический пункт дети с тяжёлыми нарушениями речи(ОНР— 1, II,III уровней, дизартрия,алалия и задержкой психического развития). Они должны быть направлены в специализированные учреждения, где есть логопедические группы. В случае отказа родителей от перевода ребёнка со сложной речевой патологией в специализированные группы учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. 3.5. Обследование детей на Логопункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости. 3.6. Данные об обследованных на Логопункте детях вносятся учителем - логопедом в журнал первичного обследования речи детей с целью последующего распределения дошкольников по подгруппам в зависимости от структуры речевого дефекта. 3.7. На каждого зачисленного на Логопункт ребенка заполняется и ведется речевая карта. 3.8. Преимуществом при зачислении на Логопункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ Учреждения или вызывают появление вторичных нарушений социального характера. 3.9. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи 20-25 детей в течение года. 3.10. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развит воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет для коррекционной работы и представляется в 3-х экземплярах в ПМПк. 3.11. Утверждение списочного состава осуществляетсядиректором Учреждения. 3.12. Прием детей на логопедический пункт производится по мере освобождениямест в течение всего учебного года. 4. Организация деятельности логопедического пункта Учреждения 4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (от 10 до 25 минут не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком); темы занятий и учет посещаемости детей отражаются в журнале учета посещаемости детей. 4.2. Подгруппы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи: - с общим недоразвитием речи (ОНР) - до 3 человек; - с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) - до 3 человек; - с заиканием - до 3 человек. 4.3. Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы Учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения. 4.4. Периодичность занятий: - с подгруппой детей, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) различной клинической обусловленности, проводится 2-3 раза в неделю; - с подгруппой детей, имеющих ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и ФНР (фонематическое недоразвитие речи) - не менее 2-х раз в неделю; - с подгруппой детей, имеющих фонетический дефект - не менее 1-го раза в неделю; - с подгруппой заикающихся детей - не менее 3-х раз в неделю. 4.5. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом директора Учреждения. 4.6. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия с любых занятий, проводимых Учреждении. 4.7. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут. 4.8. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения. 4.9. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит отиндивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми,имеющими НПОЗ (не произношение отдельных звуков), 1год - с детьми, имеющимифонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание - 2 года. По решению специалистов ПМПк. 4.10. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям (законным представителям) ребенка может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза. 4.11. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и директор Учреждения. 4.12. Дети выпускаются из логопедического пункта после обследования специалистами ПМПк в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются протоколом в трёх экземплярах по единой форме 4.13. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 4.14. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом Учреждения и родителями. 5. Участники коррекционно-образовательного процесса 5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. 5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего Учреждения, учителямилогопедами других Учреждений поселка, города, специалистами ПМПК и врачами детской поликлиники. 5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим илидефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. 5.4. Учитель-логопедоказывает консультативную помощь педагогам Учреждения, родителя (законным представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по их преодолению;участвует в работе методических объединений Учреждения, учителей-логопедов поселка, города. 5.5. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию: 1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт (приложение 1). 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт. 4. Выписка из протокола территориального заседания ПМПК, ПМПк по вводу (приложение 2) и выводу детей из логопедического пункта (приложение 3). 5. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт(приложение 4) заполняются 3 раза за учебный год. 6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт (приложение 5) 7. Индивидуальные тетради воспитанников. 8. Журнал первичного обследования детей Учреждения. 9. Список воспитанников, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования (приложение 6). 10. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми. 11. График работы учителя-логопеда. 12. Отчет о результатах работы за учебный год (приложение№7). 13. Журнал учета движения детей на логопункте. 14. Журнал учета посещаемости. 15. Паспорт логопункта. 16. Рабочая программа. 5.6. На учителя-логопеда логопункта распространяются льготы и преимущества(порядок пенсионного обеспечения),предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. 6. Управление логопедическим пунктом Учреждения 6.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется директором Учреждения, в ведении которого находится логопункт. 6.2. Контроль над работой логопункта осуществляется директором Учреждения. 7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического пункта. 7.1. Для логопункта Учреждения выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиНа. 7.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. 7.3. Логопункт финансируется Учреждением, в ведение которого находится. Приложение №1 Список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт Учреждение на 20__-20__учебный год № ФИО ребенка Дата рождения Домашний адрес Заключение Срок коррекционной п/п работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Дата__________ Учитель-логопед Приложение №2 Выписка из протокола № _ От «__» _________20__ г. Заседание ППк по вводу детей в логопедический пункт Нами, главным специалистом управления образования осмотрены следующие дети: № ФИО ребенка Дата рождения Домашний адрес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Рекомендованы занятия с логопедом. Председатель:___________________ Учитель-логопед________________ Психолог ______________________ Директор ___________________ ФИО родителей Место работы, должность Диагноз Приложение №3 Выписка из протокола № _ От «___» _________20__ г. Заседание ППк по выводу детей из логопедических пунктов Нами, главным специалистом управления образования осмотрены следующие дети: № ФИО ребенка Дата рождения Домашний адрес ФИО родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Заключение: рекомендовано направить: в массовую школу - ___ в массовый детский садПредседатель:__ У читель-логопед Психолог _____ Директор _____ Место работы, должность Диагноз Приложение №4 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа - детский сад № 42 Малышевского городского округа РЕЧЕВАЯ КАРТА - ДНЕВНИК Ф. И. О. ребёнка Фамилия_____________________ Взят на учёт Имя________________________ Снят с учёта______________ Отчество_____________________ Год рождения_________________ Домашний адрес_________________________________________ Сведения о родителях Ф.И.О.отца ________________________________________ Место работы___________________________________________ Возраст (на момент рождения ребёнка)_______________________ Ф. И. О. матери_________________________________________ Место работы___________________________________________ Возраст (на момент родов)_________________________________ Анамнез От какой беременности роды_______________________________ Как протекала беременность________________________________ Как протекали роды______________________________________ Ранее физическое развитие ребёнка: Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)____ Сидит с (в норме: с бмес.)________ Ползает с (в норме: с 6 - 7 мес.)____________Стоит с (в норме: с 10-11 мес.)_ Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.)___________________________ Перенесённые заболевания________________________________ Раннее речевое развитие: Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________ Лепет в (в норме: с 4 - 6 мес.)____ Первые слова (в норме: около года)__________Фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет) Прерывалось ли речевое развитие ребёнка и по какой причине Жалобы родителей Неврологический статус______________________________________ Состояние слуха_____________________________________________ Состояние зрения____________________________________________ Поведение дома______________________________________________ Активность, внимание, память, усидчивость Вводная беседа Как тебя зовут?_____________________________________________ Сколько тебе лет?___________________________________________ На какой улице находится твой дом?___________________________ Ты мальчик или девочка______________________________________ Тебе нравится играть с детьми?________________________________ Какая твоя самая любимая игрушка?____________________________ Как ты с ней играешь?________________________________________ Какая твоя самая любимая сказка? - 1 - 1. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ L - 5 лет Пробы н С К I Исследование движения языка 1.Положить широкий язык на нижнюю губу. 2.Спокойно удерживать широкий язык на нижней губе по счёт до 5. 3.Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам. 4.Перевести кончик языка поочерёдно из правого угла в левый угол, касаясь губ. 5.Движения языка вперёд-назад (высовывание языка «жалом») II Исследование движений губ 1.Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы. 2. Сомкнуть губы, вытянуть вперёд трубочкой. 3. Переключить губы из положения в«улыбке» на положение вытянутые «трубочкой». 4. Произнеси звук [У] без зрительной опоры и определи, какое движение совершают губы. 5.Определить по беззвучной артикуляции логопеда [У] или [И]. III Исследование нижней челюсти 1.Рот широко открыть, закрыть. 2. Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону. IV Саливация (норма, повышенная) V Исследование мягкого нёба 1. Поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука [А]. 2.Посмотреть наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков. 3.Посмотреть наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателя к мягкому нёбу). 4. Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок. Оценка -2 - 5 - 6 лет Н К С Н 6 - 7 лет С к 2.ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ Показатели 1. Разборчивость И 4 - 5 лет С К Н (смазанная, непонятная, нормальная) 2. Темп (быстрый, медленный, нормальный) 3. Ритм (нормальный, дисритмия) 4. Дыхание (достаточное, недостат очное) 5. Голос (норма, монотонный, наличие носового оттенка) Оценка: -3 - 5 - 6 лет С К Н 6 - 7 лет С К 3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, НАВЫКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 4 - 5 лет н ба - па га - ка да - та ма - 6а ва - ка ня - на 2. Выделе ние нам. ударного гласного из слов 1. Повторение слогов с оппозиционны ми звуками Работа со словами 5 - 6 лет Н к 6а - па - 6а д а - т а - да г а - к а - га з а - с а -за та - тя - та са - ша - са ж а - ш а - жа са - ца - са ч а - тя - ча л а - л я - ла облако иглы аист удочка облако иглы аист удочка 5. Выделение начального согласного из слов 4.Выделе ние конечного гласного из слов 3. Выделение конечного согласного из слов кот жук автобус дом шар стул 6. Словапаронимы крыса - крыша бочка - почка коза - коса рожки - ложки дрова - трава Хлопни в ладоши , если услышит ь заданный звук Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук 9. Придум ывание слов с заданнымзв. 8.Отбор карти-нок с заданнымзв. 7.Определение звука в ряду других 6 - 7 лет Н К Оценка -4 - пила грибы кенгуру кольцо очки танк коза санки ракета мышь ландыш шар - жар лук - люк софа - сова мышка - мишка кот - год хор - хорь Хлопни в ладоши , если услышишь заданный звук К 4. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Звуки Воспроизведение звука изолированно 4 -5 Н в речи 5 -6 К Н 6 -7 К Н Свистящие, [ц] Шипящие, [ч] Звуки [л] [л'] Звуки [ р] [р ] Другие звуки Дифференциация звуков Оценка -5 - 4 -5 К Н 5 -6 К Н 6 -7 К Н К 5. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА 4 - 5 лет Работа со словами Н Работа с предложениями. Возраст дом ват а веник сумка лопат а торт ик 5 - 6 лет К Н 6 - 7 лет К Н дом ват а веник сумка лопат а т орт ик телеф он м илиционер велосипед сковорода полот енце м от оцикл т елевизор дом ват а веник сумка лопат а т орт ик телеф он м ш и ц и о н ер велосипед сковорода полот енце м от оцикл т елевизор экскават ор т ермомет р тракт орист р егул ировщ ик водопроводчик Л ам па уп а ла со стола. Водопроводчик чинит водопровод. Д ет и слеп ш и снеговика. Оценка -6- Регулировщ ик регулирует уличное движ ение. К ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ: -7ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА: ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Логопед. -8 - ГРАФИК баллы 3 2.5 2 1.5 1 0,5 о Параметры обследования 1. 2. 3. 4. 5. Артикуляционный аппарат. Общее звучание речи. Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза. Звукопроизношение. Слоговая структура Примечание: 3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 2 балла - единичные ошибки исправляются с помощью уточняющегося вопроса, подсказкой или расширением инструкции. 1 балл - большинство заданий не выполняются. Обаллов - невыполнение задания. Сумму баллов делим на количество заданий и выводим средний балл, который заносится в графу «оценка». По полученным оценкам вычерчивается график. -9- Приложение №5 Индивидуальный логокоррекционный образовательный маршрут Образовательная область «Речевое развитие». Фамилия, имя ребенка: ____________________________ Группа: ______________ Цель маршрута: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: 1. Сформировать полноценные произносительные навыки. 2. Развить фонематическое восприятие, фонематическое представление, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза. Периодичность занятий:_________________________________________________ Длительность:__________________________________________________________ Результат монигорин га н.г. к.г. Проблема Виды коррекции речевой деятельности 1. Артикуляционный аппарат. 2,Общее звучание речи З.Фонематическое восприятие. Навыки фонематического анализа и синтеза. 4. Звуков рои (ношение. 5. Слоговая структура. Решение Приложение №6 Список воспитанников, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало учебного года по результатам первичного обследования № ФИО ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Учитель-логопед Директор______ Дата рождения Возраст Домашний адрес Диагноз Приложение №7 Отчет учителя - логопеда 1.Дата комплектования: «__»___________201 _ г. 2. Количество детей, поступивших в логопункт(распределение по диагнозам):_ • О Н Р-_ " • Ф Ф Н -_ • ФФН с дизкомпонентом • Прочие 3.Количество выпущенных детей: _ • С хорошей речью • Со значительным улучшением • Без значительного улучшения-^ 4. Рекомендовано направить: • В массовую школу • В речевую школу • В массовый д/сад 5. Количество детей, оставшихся на повторный курс, и распределение их по диагнозам: • ОНР • ФФН • Прочие 6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года: Учитель-логопед Директор______