Основная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Название: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа –
детский сад № 42 Малышевского городского округа (МАОУ
Школа–сад № 42)
Учредитель: Отдел образования администрации Малышевского
городского округа
Год
основания: 1965 год
Юридический,
фактический адрес: Российская Федерация, 624286,
Свердловская область, рп Малышева, улица Тимирязева, дом 9-А.
Форма
собственности:
муниципальная
Количество
групп: 4
Возрастная
категория детей:
с 1 года до 7 лет
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения начальной общеобразовательной школы–детского сада № 42 Малышевского
городского округа разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
РФ».
- Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 октября
- Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 30.08.2013 г. N 1014;
- СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г.Москва);
-
Уставом
МАОУ Школы–сада № 42; Изменениями в
Устав МАОУ Школы–сада № 42;
-
а также с учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного
образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой
Исполнители мероприятий разделов
Программы:
Ø Администрация МАОУ Школы–сада № 42;
Ø Наблюдательный
совет МАОУ Школы–сада № 42;
Ø Педагогический
коллектив;
Ø Родители
(законные представители);
Ø Воспитанники;
Ø Социальные
партнеры.
Программа
разработана для реализации цели дошкольного образования: формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цель программы дошкольного
образования направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа
также направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества c
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает
развитие личности, мотивации и способностей детей с 1 года до 7 лет в различных
видах деятельности и охватывает следующие образовательные области,
представляющие определенные направления развития и образования детей:
Ø социально-коммуникативное
развитие;
Ø познавательное
развитие;
Ø речевое
развитие;
Ø художественно-эстетическое
развитие;
Ø физическое
развитие.
Программа
определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10)
воспитывать уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Для реализации содержания и технологий
дошкольного образования должны быть созданы определенные организационные
условия.
Одним из важных условий реализации
образовательной программы детского сада является сотрудничество педагогов с
семьей: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического
процесса.
Инициаторами установления сотрудничества
с родителями являются педагоги детского сада, т.к. они профессионально
подготовлены к образовательной работе и понимают, что успешность в реализации
образовательной политике зависит от согласованности и преемственности в
воспитании детей.
Задача педагогического коллектива:
Ø установить
партнерские отношения,
Ø объединить усилия
для развития,
Ø создать
атмосферу общности интересов,
Ø активизировать и
обогащать воспитательные умения
родителей.
Благодаря
включению родителей в образовательный процесс,
качество и доступность дошкольного образования повышается. Для этого планируется усовершенствование форм
взаимодействия с родителями:
Ø организация
родительского всеобуча,
Ø проведение
мероприятий по вопросам готовности детей к школе (беседы, тренинги,
практикумы);
Ø просветительские
мероприятия (лекции, встречи со специалистами, семинары-практикумы) по вопросам
образовательной политики, обучения, воспитания, возрастных особенностей,
сохранения и укрепления здоровья детей;
Ø «Родительские
гостиные»;
Ø ознакомление
родителей с результатами диагностики
психологической готовности ребенка к школе;
Ø анкетирование
родителей по проблемам развития предшкольной подготовки детей;
Ø организация
индивидуальной работы по запросам родителей;
Ø использование
наглядной пропаганды в педагогическом просвещении родителей по вопросам
предшкольной подготовки детей.
Методы
взаимодействия с родителями:
Ø первичное
знакомство, беседа, анкетирование;
Ø проведение
индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития ребенка; групповое
консультирование;
Ø родительские
собрания;
Ø информационные
стенды для родителей;
Ø проведение
общественных акция для родителей;
Ø проведение
совместных мероприятий.
Целевые
ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
Ø интересуется окружающими предметами, активно
действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
Ø стремится к общению и воспринимает смыслы в
различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и
действиях, умеет действовать согласованно;
Ø владеет активной и пассивной речью: понимает
речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия
окружающих предметов и игрушек;
Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за
их действиями и подражает им.
Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
Ø в короткой игре воспроизводит действия
взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
Ø проявляет самостоятельность в бытовых и игровых
действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
Ø любит слушать стихи, песни, короткие сказки,
рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный
отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды
деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
Ø с удовольствием двигается – ходит, бегает в
разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения
(подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые
ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К
семи годам:
Ø
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской
активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
Ø
ребенок положительно относится к миру, другим
людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ø
ребенок обладает воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым
правилам;
Ø
ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
Ø
у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ø
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
Ø
ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину
окружающей реальности,
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.