19.09.2023
Консультация для
родителей
«КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ, «Я САМ»
Я негативен и упрям,
строптив и своеволен,
средою социальной я ужасно
недоволен.
Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я»
кипит во мне, хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу.
Хочу! Могу! И буду!
КРИЗИС
(греч. krisis – решение, поворотный пункт) – суд, переворот, пора переходного
состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей,
рождает непредсказуемые проблемы.
Кризис в китайском языке записывается двумя
иероглифами:
«ВЭЙ»: «опасность», «страх»
«ЦЗИ»:
«возможность».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние, при
котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели
поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Кризис
сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. (Следует
помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер).
В этот период происходит физиологическая и
биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
- Повышенная чувствительность мозга к
воздействию окружающей среды.
-
Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке
эндокринной системы.
- Снижение адаптационно-компенсаторных
возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно
нервнопсихическим).
КРИЗИС – важный этап в
психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую
возрастную ступень. С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития,
этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой – это сложный период для
малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Формирование нового, захватывающего чувства «Я»
- главное достижение кризиса трех лет. И именно с ним связаны все «прелести»
этого периода. Почувствовав силу, ребенок требует признания своей независимости
и самостоятельности.
Детские
психологи Л.В.Выгодский и Э. Келер выявили семь характеристик поведения
ребенка, переживающего кризис трехлетнего возраста:
1. НЕГАТИВИЗМ;
2.
УПРЯМСТВО;
3. СВОЕВОЛИЕ;
4.
СТРОПТИВОСТЬ;
5.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ;
6.
ПРОТЕСТ-БУНТ;
7.
ДЕСПОТИЗМ.
НЕГАТИВИЗМ
– это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах,
которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых. Стремление
противоречить даже не потому, что реально хочется обратного, а просто для того,
чтобы противиться самому предложению, просьбе, требованию из вне.
УПРЯМСТВО – желание ребенка
настаивать на своем. Зачастую даже не для того, чтобы получить желаемое, а для
того, чтобы увидеть, что с его потребностями считаются. «Борьба с упрямством –
борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба
за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на
уважение к нему даже тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а
направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Е.А. Аркин
СВОЕВОЛИЕ
– стремление к эмансипации от взрослого, ребенок принимает только то что
придумал сам. Проявлению своеволия, как правило, сопутствует фраза «я сам!».
СТРОПТИВОСТЬ – общий протест против уже
казалось бы принятых и устоявшихся для ребенка правил, норм поведения или
режима.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
–
резкое непринятие всего любимого и принятого раньше, отказ от привязанностей к
дорогим прежде предметам и людям.
ПРОТЕСТ-БУНТ
– этот симптом известный отечественный психолог Л.С. Выготский в своих работах
описывал как «состояние войны с окружающими», постоянного конфликта с ними.
(Такой бунтарь постоянно провоцирует ссоры с родителями, обзывает их, говорит
«плохие слова».)
ДЕСПОТИЗМ
– ребенок превращается в маленького тирана, он постоянно со всем не согласен,
диктует свои нормы и правила поведения, навязывает свои желания, требует
подчинения себе. Пытается распоряжаться другими членами своей семьи и т.п.
Знаете
ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить
его не встречать ни в чем отказа. Ж-Ж Руссо
Главное,
что должен понимать взрослый, это то, что подобное поведение не является
непослушанием, малыш не становится плохим и поэтому ведет себя плохо, он просто
не может по-другому выполнить свою главную на этом возрастном этапе задачу –
защитить и отстоять личные границы, неприкосновенность собственного я.
Приведем
некоторые рекомендации, следование которым облегчит ваше общение с детьми,
проявляющими весь поведенческий «букет» кризиса трехлетнего возраста.
В первую очередь,
необходимо запастись терпением и пониманием тех внутренних механизмов, что
стоят за нелицеприятным поведением детей.
Во-вторых,
необходима абсолютная последовательность: если вы что-то не принимаете, значит,
не сдаваться и не потакать ни при каких обстоятельствах, а если что-то
разрешили, значит, в другой раз то же самое уже не сможете запретить, потому
что у вас не то настроение или нет желания (то, что нельзя – всегда нельзя, то,
что можно – можно всегда).
В-третьих, жесткие рамки там, где это
необходимо (дети будут пытаться проверить их на прочность, но эти стены должны
оказаться непробиваемыми). Только в таких условиях можно осуществить самый
важный принцип – свободы и выбора.
И
помните: всему есть конец! Самые тяжелые периоды когда-то
заканчиваются. И уж тогда вы будете с улыбкой вспоминать выходки своего
маленького проказника.
Васильева М. В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2023
Дата обновления: 19.09.2023
Дата публикации: 19.09.2023