Консультация для родителей «КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ, «Я САМ»

19.09.2023

Консультация для родителей

«КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ, «Я САМ»

 

                       Я негативен и упрям, строптив и своеволен,

                  средою социальной я ужасно недоволен.

                               Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.

                     О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

                                   Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду:

                                     Я – самость, братцы, я живу.

              Хочу! Могу! И буду!

 

КРИЗИС (греч. krisis – решение, поворотный пункт) – суд, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей, рождает непредсказуемые проблемы.

 Кризис в китайском языке записывается двумя иероглифами:

 «ВЭЙ»: «опасность», «страх»

«ЦЗИ»: «возможность».

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. (Следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер).

 В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

 - Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.

- Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.

 - Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервнопсихическим).

    КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой – это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

 Формирование нового, захватывающего чувства «Я» - главное достижение кризиса трех лет. И именно с ним связаны все «прелести» этого периода. Почувствовав силу, ребенок требует признания своей независимости и самостоятельности.

Детские психологи Л.В.Выгодский и Э. Келер выявили семь характеристик поведения ребенка, переживающего кризис трехлетнего возраста:

 1. НЕГАТИВИЗМ;

2. УПРЯМСТВО;

 3. СВОЕВОЛИЕ;

4. СТРОПТИВОСТЬ;

5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ;

6. ПРОТЕСТ-БУНТ;

7. ДЕСПОТИЗМ.

НЕГАТИВИЗМ – это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых. Стремление противоречить даже не потому, что реально хочется обратного, а просто для того, чтобы противиться самому предложению, просьбе, требованию из вне.

 УПРЯМСТВО – желание ребенка настаивать на своем. Зачастую даже не для того, чтобы получить желаемое, а для того, чтобы увидеть, что с его потребностями считаются. «Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Е.А. Аркин

СВОЕВОЛИЕ – стремление к эмансипации от взрослого, ребенок принимает только то что придумал сам. Проявлению своеволия, как правило, сопутствует фраза «я сам!».

 СТРОПТИВОСТЬ – общий протест против уже казалось бы принятых и устоявшихся для ребенка правил, норм поведения или режима.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – резкое непринятие всего любимого и принятого раньше, отказ от привязанностей к дорогим прежде предметам и людям.

ПРОТЕСТ-БУНТ – этот симптом известный отечественный психолог Л.С. Выготский в своих работах описывал как «состояние войны с окружающими», постоянного конфликта с ними. (Такой бунтарь постоянно провоцирует ссоры с родителями, обзывает их, говорит «плохие слова».)

ДЕСПОТИЗМ – ребенок превращается в маленького тирана, он постоянно со всем не согласен, диктует свои нормы и правила поведения, навязывает свои желания, требует подчинения себе. Пытается распоряжаться другими членами своей семьи и т.п.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж-Ж Руссо

Главное, что должен понимать взрослый, это то, что подобное поведение не является непослушанием, малыш не становится плохим и поэтому ведет себя плохо, он просто не может по-другому выполнить свою главную на этом возрастном этапе задачу – защитить и отстоять личные границы, неприкосновенность собственного я.

Приведем некоторые рекомендации, следование которым облегчит ваше общение с детьми, проявляющими весь поведенческий «букет» кризиса трехлетнего возраста.

 В первую очередь, необходимо запастись терпением и пониманием тех внутренних механизмов, что стоят за нелицеприятным поведением детей.

Во-вторых, необходима абсолютная последовательность: если вы что-то не принимаете, значит, не сдаваться и не потакать ни при каких обстоятельствах, а если что-то разрешили, значит, в другой раз то же самое уже не сможете запретить, потому что у вас не то настроение или нет желания (то, что нельзя – всегда нельзя, то, что можно – можно всегда).

 В-третьих, жесткие рамки там, где это необходимо (дети будут пытаться проверить их на прочность, но эти стены должны оказаться непробиваемыми). Только в таких условиях можно осуществить самый важный принцип – свободы и выбора.

И помните: всему есть конец! Самые тяжелые периоды когда-то заканчиваются. И уж тогда вы будете с улыбкой вспоминать выходки своего маленького проказника.

Васильева М. В.

                                                                         Хасанова  М.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.09.2023

Дата обновления: 19.09.2023

Дата публикации: 19.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти