19.10.2022
Задание «Находи и обводи»
Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.
Задание «Абракадабра»
На листке бумаги запишите ряд сложных несуществующих слов и предложите ребё нку без ошибок переписать их в тетрадь:
МАПЕТЛООЖЕРРАОТИНДЕБОЖАДСЕЛПАН ЗЕЛЛОТИМНОСТАЛЛОТОЗАКОНАВУЧИДАЯН ЖАМОТСВАНЕРТАЛОФОГРОДИОЛЮЗМОНАТ.
Упражнение «Слушай и действуй»
Называйте различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д) и просите ребёнка хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное. Повышаем сложность: теперь необходимо будет вставать каждый раз, когда слышишь название растения. Соедините две части упражнения. Если будет легко, добавьте еще действие.
Упражнение «Покажи на себе»
Называйте части тела и указывайте на них. А ребёнок должен повторять слова и показывать на себе. Затем начните запутывать его: говорите «рука», а указывайте на ногу и т. п.
Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»
Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?
Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.
Задание «Пары слов»
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе: осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье; чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба; машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.
«Что, зачем и почему?»
Поразмышляйте вместе над следующими вопросами: Утром мы завтракаем, а в полдень — ?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Маленькая корова — это телёнок, детёныш овечки — это? Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового? Почему у всех автомобилей есть тормоза? Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
«Какое слово лишнее?»
В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, отважный, смелый; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, сумка, кастрюля; Платье, шапка, рубашка, свитер; Мыло, зубная паста, метла, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, магнитофон, радио.
Упражнение «Кто больше?»
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т. д.
Упражнение «Важные слова»
Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин — продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк — надувной круг, горки, вода, купальный костюм.
Задание «Я всё знаю»
Прочитайте слово и попросите объяснить его значение. Пример: слово «стул». К какой группе предметов он принадлежит (мебель, из чего сделан (из дерева, зачем он нужен (чтобы сидеть на нем? Слова для выполнения задания : тетрадь, самолет, карандаш, стол.
Упражнение «Расскажи, что видишь»
Возьмите книгу с яркими сюжетными иллюстрациями, выберите занимательную картинку и задавайте вопросы по ней : кто? что делает? когда? зачем? почему? Разговориться помогут наводящие фразы: «Как ты думаешь?», «А тебе встречалось такое?» и т. п.
Упражнение «Журналист»
Предложите поиграть в журналиста и взять у вас интервью. Можете представить себя певцом, актером, спортсменом. Существующим или выдуманным — не важно, главное — зажечь интерес у ребёнка. За этим упражнением вы нескучно проведете время и научитесь грамотно строить диалоги.
Упражнение «Наши хобби»
Оригами, аппликации из бумаги, лепка из пластилина, теста или «космического» песка, сборка конструктора или пазлов — все это отличные способы развития мелкой моторики. Главное — увлечь ребёнка, так обучение превратится в занимательный процесс и пойдет быстрее.
Задание «Выбери и раздели»
Используйте подручные материалы для развития мелкой моторики рук ребёнка. Можно предложить раскладывать по разным чашкам смешанные до этого в одной емкости бобовые: фасоль, горох и чечевицу.
«Закончи предложение»
Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть. (тень, ствол).
Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).
«Определите взаимосвязь слов»
Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.
Темный - светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).
Папа - мама, бык -. (коза, корова, овца).
Мебель - стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).
Время - часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)
Круг - шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).
Животное - лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).
Яблоко - апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).
Молния - гром, туча -. (солнце, земля, дождь).
Врач - больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).
Строитель - дом, художник -. (картина, ручки, краски).
«Объединяющее понятие»
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: ель, дуб - (деревья).
Лимон, апельсин - (фрукты)
Суп, чай -. (пища)
Стол, стул - … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка - … (домашние животные)
Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)
Дом, магазин -… (здания)
Игра «Найди противоположное слово».
Пример: день - ночь (противоположное слово).
Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый - … (мягкий, добрый - … (злой, черный -. (белый, чистый - … (грязный, холодный - … (теплый) и т. д.
«Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Выбирайте любой предмет в комнате и описывайте его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упражнение «Угадай, что я загадал»
Перед ребенком выложите несколько карточек с изображением разных предметов. И загадывайте один из них. Ребенок должен угадать его с помощью косвенных вопросов.
Упражнение «Логические концовки»
- Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
- Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Упражнение «Угадай, что внутри»
Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Называйте предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.
Упражнение «Кто летает, кто плавает»
Бросайте ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».
Бросайте мяч и спрашивайте, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.
Упражнение «Да» и «Нет» не говорите»
Задавайте вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки.
Вопросы: Тебя зовут Федя?
Сегодня четверг?
Ты любишь смотреть мультики?
Ты любишь своих родителей?
Твоя любимая игра в прятки?
Ты любишь мороженое?
Медведи летают? И т. п.
Упражнение «Четыре стихии»
Говорите «земля», ребенок должен опускать руки вниз; «вода» - руки вытянуть вперед; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение в локтевых суставах.
Упражнение «Хозяин и тень»
Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать, а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка.
Упражнение «Карлики и великаны»
Вы говорите: «Когда я буду называть слово «карлики», ты должен приседать. Когда я говорю «великаны», ты должен вставать». Ребенка можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве. тер, ве. дро, ве. сна, ве. лоси- пед!» Или «Ка. ртошка, ка. питошка, ка. рета, ка. пуста!»
Упражнение «Летает – не летает»
Произносите слова, обозначающие предметы или объекты (ворота, ворона, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. п.). Если они могут летать, ребенок машет руками. Если нет – приседает. По такому же принципу проводиться игра на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты и т. п.). Задуманное
обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.
Упражнение «Найди различия»
Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 8-10 различий. В задании ребенка просите сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Упражнение «Следуй инструкции»
Ребенку даете лист бумаги, цветные карандаши и просите его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупредите о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
«Отгадывание небылиц»
Рассказываете о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Упражнение «Найди лишнее»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Упражнение «Соедини точки»
Нанесите точки на лист бумаги. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А затем пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.
Упражнение «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
«Загадки»
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:
• Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови)
• Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)
• Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу. (Окно)
• Свернется – с кошку, растянется – с дорожку. (Веревка)
• Днем спит, ночью летает - прохожих пугает. (Сова)
• Ты возьми особый глаз. Быстро взглянет он на вас. И появится на свет. Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
• Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
• В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
• В брюхе баня. В носу – решето. На голове – пуговица. Одна рука, да и та на спине. (Чайник)
• Передние лапы короткие, а задние длинные. (Заяц)
• Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор)
• Четыре ноги, да не ходит. (Стол)
• Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник)
Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные вами самими.
Упражнение «Что пропало?»
Выставляете на столе 6–7 игрушек. Предлагаете ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек
Упражнение «Что изменилось?»
Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагаете ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагаете закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время вы убираете, добавляете, либо меняете местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.
Упражнение «Продолжи рисунок»
Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков.
Упражнение «Имитация действий»
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете горячую картофелину.
Упражнение «Запомни и повтори»
Предложите ребенку запомнить и выполнить ряд последовательных бытовых действий: положите ложку в стакан, карандаши в коробку, налей воду в чашку. Постепенно задания усложняются : кубики положи в деревянную коробку, а мячики убери в пластмассовое ведро, коробку положи на карандаши, а стакан на ложку. Предложите ребенку не только последовательно выполнить действия. Но и рассказать о них.
Упражнение «Копирование образца»
Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный каким-либо несложным рисунком (машина, дом, дерево, паровозик и пр.). Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение линий соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка